Рецензия на фильм «Новая эра Z» Колма МакКарти

Великобритания, недалекое будущее. В секретной лаборатории в одиночных камерах под ежесекундным наблюдением содержатся дети примерно одного возраста — 10-12 лет. Каждое утро их под дулом автомата крепко привязывают к креслам-каталкам и везут в помещение, служащее школьным классом. Там красивая женщина Элен Джастино (Джемма Артертон) рассказывает древнегреческие мифы, после чего детей отправляют назад в камеры, кормят живыми червями и оставляют в одиночестве. Среди странных жителей этой тюрьмы-лаборатории выделяется юная Мелани (Сенниа Нануа) — чернокожая девочка очень привязана к Джастино и кажется не по годам развитой. Периодически в узкое отверстие в двери камеры наблюдает за происходящим пожилая доктор Колуэлл (Гленн Клоуз) — после этого заключенные не возвращаются наутро в класс. В мире в это время бушует зомби-апокалипсис, начавшийся из-за распространения загадочного вируса. В какой-то момент армия живых мертвецов прорывается на территорию базы и заметно сокращает ее население — выжить удается только Мелани, Джастино, доктору Колуэлл и двум солдатам. Они отправляются на базу в Лондон, которая вроде бы еще не пала жертвой нашествия зомби.

Фильмы про зомби имеют сколь почтенную историю, столь и свой четко очерченный загон в жанре фильма ужасов. С подачи Джорджа Ромеро, который в 1968 году, собственно, и придумал жанр зомби-хоррора, большинство лучших фильмов о живых мертвецах в той или иной степени представляют собой высказывания с очевидным социальным подтекстом. Отвратительно выглядящие особи, которые людей напоминают лишь по формальным признакам (да и то с трудом), стали идеальной метафорой с одной стороны самых постыдных человеческих фобий, а с другой — борьбы самых разных меньшинств за справедливость. Та же «Ночь живых мертвецов» Ромеро, вышедшая в США в разгар протестов черного населения за равные права, иносказательно и сатирически описывала страхи консервативных белых перед неизбежными изменениями.

Противоположности зомби, этих уродливых простолюдинов, в кино — вампиры, которые, конечно, также иллюстрируют метафору инаковости, однако совершенно с других позиций. Вампиры — это мятущиеся интеллектуалы, обреченные на бессмертие, утонченные аристократы (неслучайно главный вампир в истории массовой культуры носит графский титул); фактически — более высокая по сравнению с людьми ступень эволюции.

Антитеза «зомби — вампиры», в которой амплуа четко расписаны и не меняются, пережила не одно десятилетие, хотя сами поджанры фильмов о них значительно трансформировались. Практически неизменным оставался «социальный статус» нечисти. И хотя попытки изобразить вампиров кровожадными монстрами («30 дней ночи»), а зомби — романтическими персонажами («Тепло наших тел») предпринимались, на основы жанровых клише авторы таких фильмов не посягали: живые мертвецы оставались олицетворением униженных и оскорбленных, а вампиры — сверхчеловека. И вот «Новая эра Z» успешно меняет устоявшийся статус-кво.

Эта картина — иллюстрация того, что уверенность людей в том, что они — высшая ступень эволюции, не основана ровным счетом ни на чем. Превосходство «улучшенных» зомби над всеми остальными персонажами этого фильма авторами поначалу особенно не выпячивается, но чем дальше, тем больше становится понятно, за кем тут будущее, а кто тупиковая ветвь.

В «Новой эре Z» мутировавшие зомби берут решительный реванш за все годы кинематографических унижений, возносясь на вершину не только пищевой цепочки, но и любых других иерархий. Режиссер Колм МакКарти, известный в основном по работе на ТВ (в его послужном списке такие сериалы как «Тюдоры», «Шерлок» и «Острые козырьки») заявляет о себе как о состоявшемся мастере жанровых полнометражных фильмов. Его новая картина, конечно, не производит никакой революции, но неожиданно находит место для нового и интересного высказывания на территории, где, казалось бы, все уже вдоль и поперек исследовано.

Поделиться