Рецензия на фильм «НЯНЯ»

Аиша (Анна Диоп) — иммигрантка из Африки, работающая няней у богатой пары. Пока мать (Мишель Монахэн) и отец (Морган Спектор) пропадают на работе, их дочка Роуз (Роуз Декер) проводит много времени с Аишей, и, кажется, все довольны таким раскладом. Но вскоре Аишу начинают мучить кошмары, к тому же она все чаще беспокоится о своем сыне, оставленном на родине. Мальчик должен вскоре прилететь к маме в Нью-Йорк, однако Аиша чувствует, что над ее ребенком нависла какая-то незримая, но очень серьезная опасность.

Дебютный фильм Никиату Джусу стал не только победителем «Сандэнса», но и первым хоррором, забравшим приз жюри на этом фестивале. Зарубежные критики в восторге, однако отзывы обычных зрителей куда более сдержанные. К сожалению, фестивальный триумф «Няни» — тот самый случай, когда победу фильма сложно объяснить чем-то еще, кроме желания критиков наградить фильм за конъюнктурные, а вовсе не художественные достоинства.

Начнем с того, что фильм оформлен как драма, а элементы хоррора в нем сугубо декоративны. В центре сюжета не отношения Роуз с няней, но сама Аиша и ее повседневные заботы. Сценарий при этом лишен какой-то ярко выраженной фокусировки: посиделки с Роуз, отношения Аиши и ее парня, конфликты няни с семьей девочки — из нескольких сюжетных линий более-менее последовательно развивается лишь та, что связана с сыном главной героини. В результате уже в первой трети фильм начинает откровенно буксовать: происходит много событий, но ни одно из них не двигает сюжет вперед.

кадр из фильма

кадр из фильма

Иными словами, драма здесь донельзя схематична. Среди основных персонажей только Аиша (благодаря неплохой игре Диоп) напоминает живого человека. Что касается ее работодателей, то они — сборник стереотипов о бесчувственных богатеях. Любовный интерес Аиши, охранник Малик (Синква Уоллс), появляется в паре-тройке сцен, после чего исчезает почти до самого финала. При этом диалоги предельно банальны, и на общем фоне выделяется лишь рассказ матери Малика об африканских верованиях — одна из немногих атмосферных сцен.

И это вторая серьезная проблема фильма. На фоне клишированной драмы хоррор в «Няне» выглядит еще более беспомощным. Хотя за время, проведенное с Роуз, у Аиши не раз возникают опасные ситуации (например, когда непоседливая девочка выбегает из парка прямо под машины), потенциал этих эпизодов не использован совсем. В фильме нет даже набивших оскомину скримеров, хоррор-сцены не только крайне редки, но и очень неумело распределены по фильму. Вообще, вся завязка о няне, устроившейся в богатую семью, толком никак не связана с финалом, закрученным вокруг видений Аиши и ее тревоги за сына. Едва ли не единственный запоминающийся образ — игра теней на стене, напоминающая гигантского паука, и на полтора часа этого, мягко говоря, недостаточно. Даже потенциально жуткая сцена с Аишей в ванной выглядит нелепой из-за неудачных ракурсов и странного монтажа.

Но более всего впечатляют — правда, не стилем или атмосферой, а скомканностью — заключительные сцены, которые выглядят как попытка наскоро прикрепить к мрачной истории хэппи-энд. В общем, «Няня», пытаясь быть хоррором и драмой одновременно, терпит неудачу в каждом из этих жанров. В качестве агитки за все хорошее против всего плохого, может и сойдет, а вот как художественный фильм — увы, работает не очень.

Поделиться