Рецензия на фильм «Особое мнение»

К середине XXI века полиция Вашингтона облегчила себе жизнь обретением трёх медиумов, чьи видения указывают на преступления, которые совершатся в самое ближайшее время. Округ Колумбия стал самым безопасным местом Соединённых Штатов, криминогенный уровень снизился на 90%. Верховный суд уже собирается узаконить в уголовном кодексе превентивные меры правосудия, когда блаженный ход профилактики убийств даёт сбой. Джон Андертон, глава отдела "Прекрайм", расшифровывая очередные образы провидцев, узнаёт в них самого себя, стреляющего в совершенно незнакомого ему человека. Пускаясь в бега он понимает, что от исхода приключения зависит не только его судьба, но и вера в систему. Ведь если он не совершит убийства, значит в ней есть изъян...

ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ
В силу краткости человеческой жизни каждый из нас обречён лишь на деятельное созерцание сегодняшнего дня. Отталкиваясь от этой безысходности и подгоняемые неискоренимым любопытством, мы подсознательно подменяем привычную параллель времени своей собственной, которую способны воспринять. И появляется - реальное, воображаемое и пространственное. Написавший свыше сотни научно-фантастических рассказов Филипп К. Дик, проигнорированный своим поколением, и возведённый на пьедестал его последователями, любил прибегать к стимулированию разума разноцветными амфетаминами, так что заглянуть за порог невозможного ему было раз плюнуть. Зачастую, правда, в его коротких, но плотных новеллах ход мысли принимался кружить в броуновском хаосе, но что может быть честнее творческого бреда? "Особое мнение" он опубликовал в 1956-ом, полвека спустя его экранизировал Стивен Спилберг, чтобы отправиться ещё на полвека вперёд и вынести вердикт о позитиве и негативе технологического прогресса вне запросов общества потребления.

В своём футуристическом триллере режиссёр впервые подвергает сомнению грядущее, выступив со своего рода политическим заявлением. Очевидно, что ноосфера дико манипулятивна. Ещё Бенджамин Франклин изрёк, что если народ готов поступиться частью своих прав ради общей цели, то такой народ их попросту не заслуживает. Ни дать, ни взять. Забывая, что личные свободы ограничены свободой других граждан, человек соглашается на их ограничение в угоду обеспечения глобальной безопасности. Всевидящее око, кстати нередко встречающееся в фантастических виршах, давлеет над иерархией ценностей обитателей регламентированной демократии. До какой степени этот процесс усугубился к 2054-му году Спилберг рассказывает беспроигрышно, и вновь после "Искусственного разума" гармонично сживляет актуальную метафору и съёмочные приёмы, лакируя их визуальными эффектами.

Тяжёлый гротеск изображения, призванный передать привычный эмоциональный холод будущего и душевное половодье Джона Андертона, чьего сына похитили задолго до того, как он смог бы предупредить это, рассекаются остроумными и даже откровенно юмористическими моментами. Образности Спилбергу всегда было не занимать, а здесь он её подчеркнул даже кастингом. Пригласив на ключевую роль Макса фон Сюдова, одного из любимых актёров великого Ингмара Бергмана, он установил мостки хотя бы с "Седьмой печатью", где Смерть предоставила Рыцарю отсрочку, пока он не найдёт ответов на философские вопросы, не дающие ему жить. Андертона вполне можно ассоциировать с этим героем, но по его следам несутся гончие. Он прыгает с одного такси на другое, а ведь они, при помощи магнитной левитации, способны передвигаться и вертикально, совмещая функции извозчика с лифтом. Подсевший на колёса после потери сына полицейский против усыновившей его системы.

Термин "особое мнение" имеет сугубо юридическое происхождение. Им именуется мнение одного или нескольких членов суда, разнящееся с принятым судом решением. Например, в Верховном суде США т.н. "особые мнения" традиционно играли большую роль, открывая дискуссии, впоследствии нередко приводившие к изменению принятых судом решений. К тому же из меньшинства эти мнения вполне могли бы превратиться в суждение большинства. Картина Стивена Спилберга приоткрывает ширму завтрашнего дня, и скорее потакает общему взгляду на него, нежели воспитывает посредством своего собственного. Она является искусно комбинированной стилизацией трёх китов кинематографического нуара 1940-х, от мрачности атмосферы, сквозь низменную, но интеллектуальную интригу, до высот трагедии средневекового полёта. Подмечу, что одного из медиумов зовут Дэшиелл, как ведущего романиста вышеназванного течения Дэшиелла Хэмметта, а другого Агата, ставшую запоминающейся тёзкой королевы английского детектива. Как не запомнить ребёнка, взращённого во чреве матери-наркоманки, где и сформировалось её галлюцинаторная способность ясновидения, подхваченная и обожествлённая властью? "Особое мнение" - более чем дорогая рамка для подобного росчерка пера Филиппа К. Дика.

Поделиться