Рецензия на фильм «Переступить черту»

Идея о съёмках байопика, посвящённого жизни легендарного музыканта Джонни Кэша, появилась у режиссёра Джеймса Мэнголда ещё во время работы над «Полицейскими» (1997). В том же году на прилавках магазинов появилась книга «Автобиография Кэша». Подготовительный период «Переступить черту» занял без малого семь лет. За это время Мэнголд не единожды встречался с музыкантом, параллельно работая над сценарием. Кэш ушёл из жизни в 2003 году, успев одобрить сюжетные наброски будущей ленты. Успех «Рея» (ещё одна биографическая лента о музыканте) вселял надежду и давал понять – интересно рассказанная история о любимцах публики всегда будет воспринята на ура. Прошедшее вручение «Золотых глобусов» наглядно доказало, что Мэнголд не прогадал.

Картина охватывает период с 1955 по 1968 год. За эти тринадцать лет Кэш успел познать сладость успеха (крупные гонорары, девочки-фанатки, алкоголь, амфетамины) и горечь потерь (развод с женой, мучительная борьба с наркозависимостью). Наигрывать мелодии, попутно придумывая незамысловатые тексты Джонни Кэш начал ещё на службе в армии. По возвращению он сколотил трио, взяв в компаньоны друзей-автомехаников. Запись первой пластинки, первые гастроли. Встреча с молодой, но уже очень популярной певицей Джун Картер. Далее – стремительное восхождение на вершины чартов и оглушительное падение ниц. Знакомый сюжет, когда речь заходит о полном соблазнов мире шоу-бизнеса. Важно, что в отличие от множества коллег по цеху Джонни Кэш нашёл в себе силы вернуться на сцену, и не просто вернуться, а приумножить всё то, что было достигнуто до жизненного кризиса. Возвращение это не состоялось бы без содействия Джун Картер, женщины, которой он посвятил свои самые лучшие песни.

Мэнголд не стал изобретать велосипед, пытаясь привнести в жанровые рамки байопика элементы своего «режиссёрского видения». По крайней мере, с формальной точки зрения. Перед нами классическая кино-биография, где пункты родился-крестился-женился-… прилежно перечислены и отсортированы в соответствии с реальной жизнью Джонни Кэша. Фильм Мэнголда это прежде всего дань памяти великому музыканту, а значит художественные новации и революции отложены до следующей постановки. «Переступить черту» - образчик большого голливудского стиля (как тут не вспомнить «Авиатора» Мартина Скорсезе), где всё должно быть ярко, красиво и понятно. К тому же, речь идёт о временах рок-н-ролльного бума, когда свои первые шаги делали Джерри Ли Льюис, Элвис Пресли, Рой Орбисон, Боб Дилан, «The Beatles». Отечественному зрителю совсем необязательно знать все вышеперечисленные имена, в конце концов, Мэнголд рассказывает о музыкальных вехах англоязычного мира. Главное, что режиссёру удалось воссоздать атмосферу тех лет, или, как минимум, предложить правдоподобный киноэквивалент, которому веришь без труда и лишних усилий.

Феникс и Уизерспун создают интересные, многомерные образы. Благодаря их актёрским работам «Переступить черту» в первую очередь фильм о любви, и только потом о музыкальных гастролях и внутренней борьбе Кэша. В результате, у Мэнголда получается по-хорошему сложная, богатая на события (чувства, эмоции) постановка.

Ещё одной экранизацией успешного воплощения американской мечты в жизнь стало больше. Приятно, что выводы, напрашивающиеся после просмотра универсальны для всех стран и врёмен. Благодарить за это стоит не только авторов фильма, но и самого Джонни Кэша, наглядно доказавшего – если рядом есть любимый человек, трудности рано или поздно отступают.

Поделиться