Команду Мстителей раздирают противоречия. После того, как Капитан Америка, Вижн, Алая Ведьма и Сокол разгромили африканский мегаполис, охотясь на очередного злодея, мировое сообщество задумывается о необходимости контроля над их суперспособностями. Мир выдвигает людям в латексе ультиматум: отныне Мстители могут планировать свои операции только с разрешения ООН. Неформальный глава супергероев Тони Старк призывает своих коллег подчиниться новым требованиям, однако часть Мстителей во главе с Капитаном отказывается. Назревает битва между противоборствующими лагерями положительных персонажей, к которой присоединятся совсем уж неожиданные люди.
Двенадцатая картина самой кассовой киновселенной Marvel даром что названа именем Капитана Америки — на деле это, конечно, не сольный проект супергероя в исполнении Криса Эванса, а размашистая «марвеловская» солянка, в которой количество существ со сверхспособностями на квадратный сантиметр экрана превышает все разумные пределы. «Противостояние» в этом смысле правильнее рассматривать как триквел «Мстителей». Тем более, что хронологически действие картины начинается аккурат после финала «Эры Альтрона». К тому же «Противостояние» несет в себе большинство родовых травм, характерных именно для «Мстителей».
Тут, к примеру, явно сделан крен в сторону грохочущей мегаломании, которая чем дальше, тем больше начинает напоминать бездушные механические карусели Майкла Бэя. Акцент на разрушительный экшн традиционно оборачивается тем, что сценарий начинает выполнять роль сугубо служебную. В этой картине есть несколько реперных точек, которые драматургически соединены настолько небрежно, что количество сюжетных дыр перестаешь считать уже по истечении получаса фильма — просто сбиваешься.
С другой стороны, именно так и функционирует современный многомиллионный блокбастер, эталоном которого фильмы Marvel стали в конце нулевых годов, когда студийные умельцы скрестили сложнопостановочный аттракцион с детсадовским постмодернистским балаганом. Балаган, однако, вдруг начал эволюционировать. До «Противостояния» постоянно расширяющаяся вселенная супергероев Marvel была ироничной, глуповатой, местами обаятельной и красочной одой к радости — явно в противовес конкурентам из DC Comics и Warner Brothers, которые стараниями Кристофера Нолана превратили франшизу о Бэтмене в мрачный нуар на сложных щах.
Тем занятней ситуация нынешнего года, когда в прокат с небольшим перерывом вышли «Бэтмен против Супермена» Зака Снайдера и «Первый мститель: Противостояние» Энтони и Джо Руссо. Дело даже не в том, что сюжетные коллизии фильмов двух главных супергеройских франшиз современности оказались практически идентичными — в обоих случаях нам рассказывают историю о том, как хорошее борется с лучшим, подстрекаемое смехотворным злодеем с не самым внятным образом прописанными целями. Куда интереснее тот факт, что пока персонажи DC Сomics высокопарно надувают щеки и прокачивают скорбную складку на лбу (то есть говорят со зрителям в привычной тональности), в Marvel вдруг вдруг тоже решили немного отойти в сторону от игривой жовиальности предыдущих фильмов.
«Противостояние» концентрируется на рефлексии людей со сверхспособностями, которые не очень понимают, где лежит та граница, когда стремление творить добро может невзначай привести к концу света. Если у Зака Снайдера та же мысль оборачивалась философскими (кто-то предпочитает писать по отношению к Снайдеру это слово с приставкой «псевдо», и на это есть все резоны) рассуждениями о божественной сущности, категории греха и богоборчестве, то картина братьев Руссо проецирует эту рефлексию на современную геополитику.
«Противостояние» — и это самый неожиданный момент для «марвеловского» блокбастера — сознательно становится рассуждением об Америке с постафганским и постиракским синдромом. Чем дальше, тем больше оно превращается в фильм о стране, которая с декларируемыми благородными целями за последние годы вмешалась едва ли не во все конфликты на земном шаре, из-за чего большинство из них лишь разгорелись с новой силой.
Необходимость ограничения суперсилы, которой нет больше ни у кого в мире, рассуждения о неизбежности международного контроля, неоднозначность итогов борьбы с мировом злом — тут даже не тонкие намеки на толстые обстоятельства, а практически разговор прямым текстом. Команда Мстителей разделена на персонажей, бесконечно уверенных в своем праве применять силу во имя справедливости, и тех, кто понимает, что иногда важнее компромисс, а благими намерениями бывает вымощена дорога в ад.
Причем раскол Мстителей на две группировки именно в 2016-м году также символичен. В год президентских выборов в США, когда в гонке за воцарение в Овальном кабинете ноздря в ноздрю идут миллиардер-популист и решительно настроенная, но способная к переговорам женщина, лучшей иллюстрации к дискуссии о будущем внешней политики Америки придумать сложно.
За традиционную для кинокомиксов Marvel ироничную и комедийную часть, впрочем, тут тоже есть ответственный — в лице Человека-Паука, которым франшиза прирастает ближе к середине «Противостояния». Играющему его актеру Тому Холланду 19 лет, выглядит он как минимум на три года моложе — словом, впервые в истории большого кино роль Питера Паркера отдана настоящему тинейджеру. Новый Человек-Паук перепридуман именно как подросток с шилом в известном месте. Он тут единственный среди серьезных мужчин и женщин рассматривает развернувшуюся грандиозную битву не как что-то глобальное и судьбоносное, а как в меру дурацкую игру — чем сильно скрашивает действие, которому не удалось избежать тяжеловесности и утомительности.
В свете отдельного проекта о Человеке-Пауке, выход которого запланирован на 2017 год, такая инкарнация супергероя, являющего миру третью ипостась за полтора десятка лет, не может не радовать. Она близка как духу оригинального комикса, так и — что гораздо важнее — здравому смыслу, наличием которого может похвастать далеко не каждый «марвеловский» фильм.