Рецензия на фильм «Про любовь. Только для взрослых»

Вышедшая в 2015-м романтическая комедия Анны Меликян «Про любовь» собрала массу положительных отзывов, а также удостоилась нескольких престижных премий; в частности, фильму достался главный приз «Кинотавра». Новая картина, которая выходит на экраны с подзаголовком «Только для взрослых», — продолжение, да не совсем. Хотя на постере красуется надпись «Проект Анны Меликян», кинематографистка в данном случае выступает прежде всего как продюсер. Постановкой отдельных новелл, составляющих ленту, занимались разные режиссеры, включая Павла Руминова, Нигину Сайфуллаеву и Резо Гигинеишвили.

Структура фильма, впрочем, осталась прежней. Как и раньше, это отдельные истории о людях, выясняющих (или только устанавливающих) отношения, объединенные выступлением звездного лектора, на этот раз — Джона Малковича. Как и в предыдущей ленте, последняя новелла посвящена личной жизни самого лектора: ему приходится выбирать между супругой (Ингеборга Дапкунайте) и молодой любовницей (Тинатин Далакишвили, получившая широкую известность благодаря главной роли в «Звезде» той же Меликян).

Из первого фильма во второй перебралась героиня Равшаны Курковой — строгая красавица, работающая в органах охраны правопорядка. Девушке, которой два года назад досталась роль второго плана, теперь посвятили открывающую картину новеллу. Персонажам Евгения Цыганова и Александры Бортич повезло значительно меньше: на этот раз они только мелькают в эпизодах. Впрочем, у первого фильма новая картина позаимствовала не только действующих лиц, но и привычку разбавлять сюжет музыкальными клипами (среди исполнителей — «Моральный кодекс», «СБПЧ» и «А-Студио»), а также склонность к заполнению экрана дополнительной информацией — например, телефонными сообщениями героев.

На первый взгляд может показаться, что «Только для взрослых» ничем не отличается от предыдущей ленты: это вроде бы такое же стильное, довольно остроумное, бодрое и жизнелюбивое кино, да и Москва на экране по-прежнему выглядит одним из лучших городов Земли. Но если приглядеться, становится понятно: из-за того, что функции режиссера делегировали разным людям, картина утратила цельность. Теперь это не исследование и даже не дневник наблюдений за жизнью современных горожан, а набор анекдотов, причем не все они одинаково смешны. Скажем, попытки Федора Бондарчука убедить партнеров по кадру и зрителей в том, что он — полнейший урод, сложно воспринимать иначе как не слишком удачную шутку; правда, в соответствующей новелле супруга героя (в исполнении Виктории Исаковой) похищает ведущего молодого российского актера (в исполнении Максима Матвеева) — прототипом последнего, очевидно, является Данила Козловский, и это уже смешнее.

Если успех первой ленты базировался на самобытном подходе Меликян к теме романтических отношений, на ее чуткости и наблюдательности, то теперь в качестве плюсов фильма хочется выделить прежде всего актерские работы. Скажем, из Курковой и Александра Паля получился отличный дуэт; взаимодействие Малковича и Дапкунайте в кадре придает их новелле налет какой-то правильной сентиментальности. Другими словами, как минимум первая и последняя новеллы фильма удались, и это в каком-то смысле символично: любой взрослый знает, что длительные отношения — это вовсе не ежедневный праздник, между кратковременными вспышками счастья — ощутимые провалы или просто серый банальный быт.

Поделиться