Мать (Оксана Акиньшина) у Светы (Александра Дроздова) погибла, когда последняя была еще в грудном возрасте. По этой причине она испытывает необоснованное чувство вины, а следствием являются ночные кошмары, мучающие ее на протяжении всей жизни. Сейчас она взрослая девушка и отмечает свой день рождения. Гости расходятся, остается старший брат, который на ночь читает Свете стихотворение Маршака «Угомон». А после того, как сестра засыпает, он выбрасывается в окно. После такого «подарка судьбы», понятное дело, состояние Светы ухудшается, а вместе с тем, разбирая вещи брата, она узнает, что ее мать когда-то была членом секты. Светина подруга (Анастасия Куимова) предлагает в качестве терапии пройти сеанс группового осознанного сновидения в Институте сомнологии. Но как только участники сеанса погружаются в сон, все начинает идти не так…
Главной фишкой «Рассвета», несомненно, является оригинальная сюжетная линия, связанная с осознанными сновидениями, которую, однако, во избежание спойлеров, мы раскрывать не будем. Другое дело, что реализована она слегка скомкано: в финале авторам даже приходится давать краткое пояснение произошедшему. Тем не менее, в фильме есть и характерные для жанра хоррор признаки: самовыкатывающиеся шары, коляски и автомобили, а также скрежет, крики и отрезанные головы, – выполненные, впрочем, на хорошем мировом уровне. Можно тут, конечно, попенять на избыточность звуковых эффектов, но от этого становится только страшнее.
Однако интереснее здесь другое: то, как инсталлированы в ткань повествования приметы российского быта, так сказать. Так же, как в картинах Ильи Максимова «Проводник» и Надежды Михалковой «Проигранное место», в «Рассвете» Сидорова невероятно важную роль играет архитектура – и тут, наверное, можно говорить о каком-то общем переосмыслении советского наследия через жанр хоррор. Внешний вид и интерьеры Института сомнологии, выполненные в стилистике брежневского брутализма, при должном ракурсе изображения заставляют стыть кровь похлеще голливудских готических особняков.
Важно и то, что в качестве рефрена в «Рассвете» использовано стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Угомон» и даже показано знаменитое его издание с рисунками Мая Митурича. Помимо того, что и архитектура, и книга помогают настраивать зрителя на правильный камертон, всем им придается, таким образом, новое звучание, а это уже – ничего себе! – ни что иное, как образовательная функция.
С другой стороны, в фильме обрисовывается и вполне узнаваемая современность. Взять хотя бы весьма достоверно срежиссированную сцену празднования дня рождения главной героини или композицию «Сказка» группы IC3PEAK, идущую под финальные титры.
Все вместе эти элементы создают единое пространство, внутренний мир кинофильма. И это особенно важно, поскольку у продюсеров в целях выстроить на подобие западных образцов свою вселенную, в которую будут вписаны еще несколько картин.
Читать дальше
«Сияние», «Оно» и другие фильмы ужасов, вдохновлявшие режиссера фильма «Рассвет» Павла Сидорова
«Рассвет», «Аванпост», «Завод» и другие самые ожидаемые отечественные картины 2019 года
Евгений Колядинцев: «Русский хоррор только пытается найти свой путь»