Писательница Дельфин (Эммануэль Сенье) на презентации своей очередной книги — духоподъемной и ориентированной на женскую аудиторию — отказывает в автографе поклоннице (Ева Грин), сославшись на усталость. Чуть позже она встречает ту же женщину на вечеринке, решает извиниться перед ней за неучтивость и все-таки одарить автографом. Девушка, которую, как выясняется, зовут Эль (сокращение от Элизабет), оказывается терпеливой слушательницей и настоящей находкой для Дельфин, потерявшейся в творческом кризисе и толпе издателей, журналистов и обожательниц. Женщины довольно быстро сближаются, однако избыточный энтузиазм, с которым Эль принимается «продюсировать» жизнь Дельфин, несколько настораживает последнюю, и не без оснований.
Практически все фильмы Полански последних лет можно считать в той или иной степени автобиографическими. Трудно сказать, насколько это касается экранизации романа Дельфин де Виган, но это кино о творческом кризисе (а он у Полански продолжается довольно долго), да и название «Основано на реальных событиях» само по себе уже настраивает на соответствующий лад. Все это, конечно, не оправдывает ни режиссера, ни его откровенно слабый фильм, в прошлом году показанный в Канне вне конкурса, кажется, исключительно из уважения к постановщику-ветерану (какие-либо другие причины как-то не просматриваются). Зато эта не слишком старательно завуалированная автобиографичность служит утешением зрителю — наряду с актерскими работами Сенье и Грин (да и просто с присутствием обеих в кадре).
В остальном картина делает все возможное для того, чтобы ее трудно было полюбить. Смерть интриги здесь фиксируется фактически на первых же минутах — когда героиня Грин называет свое имя (Elle в переводе с французского означает «она»). Примерно в тот же момент кино начинает стремительно набирать обороты по части удручающей вторичности, превращаясь в синефильскую викторину «Угадай, на что похоже», не имеющую ничего общего с пресловутым постмодернизмом. Режиссеры выстраиваются в шеренгу от Манкевича до Озона, а Эль с чудовищной скоростью эволюционирует от Евы Харрингтон до Энни Уилкс. Чем больше героини Сенье и Грин становятся похожи на персонажей произведений Стивена Кинга, тем скучнее на это смотреть. Моментами «Основано на реальных событиях» и вовсе оказывается за гранью добра и зла: например, патологическая доверчивость Дельфин, говорящая в первую очередь о том, что Полански считает зрителей идиотами, переходит все разумные пределы, а наивность современной писательницы в вопросах функционирования социальных сетей в конце 2010-х вызывает что-то вроде чувства неловкости.
Впрочем, все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. В лучшие моменты Полански с помощью своего штатного оператора и соотечественника Павла Эдельмана напоминает, что перед нами — фильм режиссера «Отвращения» и «Жильца», а на протяжении всей картины — что женат на богине. Ну и Ева Грин, не говорившая по-французски со времен «Мечтателей» Бертолуччи, как всегда, сногсшибательна, что тоже, в общем-то, не так уж мало.