У таксиста Макса рабочий вечер начинается приятным знакомством с красоткой, а заканчивается настоящим кошмаром. К нему подсаживается загадочный человек, который просит за 700 долларов доставить его по пяти адресам. Когда же Макс узнает, что хмурый Винсент - киллер, и становится свидетелем убийств, он на свой страх и риск пытается спасти последнюю жертву, вступая с Винсентом в опасную игру...
"Если к тебе садится мужик с мечом, ясно - это самурай", - заявляет Макс своей новой знакомой. В машину следом садится Том Круз - и зритель радуется удачной хохме. Шутка работает, правда, на русском, потому что в оригинале Макс ведет речь о "sushi chef". Это не отменяет главного - фильм от начала до конца прошит мягким юмором, который скрашивает по обыкновению медлительную, монотонную режиссерскую манеру Майкла Манна, обычно к юмору не склонного.
"Соучастник" - история сближения двух жизненных координат, двух разных миров, в котором действует добропорядочный неудачник и убийца-везунчик, придумавший уникальный способ пользования такси. При всей динамичности сюжета, притом, что Манн наконец-то уложился в нужные два часа, здесь хватает излюбленных режиссерских приемов, когда напряжение растет не благодаря стремительно несущемуся действию, а размеренным, как бы незначительным диалогам. Великолепна в этом отношении сцена с хозяином джазового кафе, где до самого конца не ясно, станет она лишь проходным эпизодом в одиссее киллера и его невольного соучастника или же закончится самым печальным образом.
Но постепенно за более или менее удачно придуманными сценами экшн, вовлекающим в события все больше героев, проступает второй, не менее интересный план фильма. Приходит понимание, что для Манна история таксиста и убийцы стала еще и поводом написать собственную поэму города - чувственную, окрашенную мягкими, пастельными тонами картину ночного Лос-Анджелеса, разобщенного гигантского полиса, в котором никому нет дела друг до друга, но который обладает своей притягательной силой. В таком городе, полном пустынных улиц и темных безлюдных подворотен, по логике вещей, нелегко приходится маленьким, скромным человечкам, и он же - идеальное поле деятельности таких одиночек, как Винсент. Но традиционную ситуацию Манн переворачивает с ног на голову - в неуютном пространстве так некомфортно хладнокровному, уверенному в себе Винсенту, и так хорошо и привычно застенчивому, закомплексованному Максу.
И оператор фильма намеренно окутывает изображение легким муаром, предлагая вместо отчетливого пестрого глянца как бы смазанную, шероховатую поверхность, где при укрупненном приближении перестают различаться детали, смазанные в единое соцветие красок.
Все это ладно выглядит во время просмотра, но после фильма остается странный привкус. С одной стороны, Манн наконец-то сработал в стиле своей блестящей <Схватки>, поступившись большими претензиями, от которых неприятно отдавало в <Своем человеке> и <Али>. С другой, режиссерской фантазии и актерской игры - Круз и Фокс составляют неплохую пару в этом своеобразном анти-бадди-муви - здесь намного больше, чем сценарной выдумки, которая грешит массой логических проколов. Так, неясно, зачем понадобилось Винсенту прятать первый труп в багажник, и не покидает сомнение, что помимо свидетелей мексиканскому наркобарону Феликсу надо было убить и прокурора. Это особенно плохо, если учесть, что в разной степени эти неувязки являются катализатором основных событий, ставя под сомнение весь сюжет полностью. Точно так же, заставляет усомниться и внешне благостный финал - после кошмарной ночи, может, и кончившейся благополучно, проблемы Макса только начинаются.