1979 год. В небольшом провинциальном городке группа подростков-киноманов снимает фильм о нашествии зомби. Однажды ночью во время работы над очередной сценой будущего шедевра, ребята становятся свидетелями железнодорожной катастрофы, в результате которой под откос идет поезд с секретным грузом. На следующий же день в тихий, ничем не приметный населенный пункт пребывают военные и начинают обширные поиски чего-то или кого-то, сбежавшего с места аварии. Проявив отснятый в злополучную ночь материал, юные режиссеры понимают, что их камера «Супер 8» зафиксировала поистине уникальное явление...
Наличие в продюсерском кресле Стивена Спилберга и милая сюжетная завитушка про детвору, кино и большой секрет для маленькой компании воскрешают в памяти образы из легендарного «Инопланетянина», в свое время окончательно утвердившего тогда еще вполне молодого режиссера в статусе главной надежды большого Голливуда. Режиссер «Супер 8», Дж. Дж. Абрамс, наверняка, не раз и не два пересматривал историю трогательной дружбы гуманоида и маленького Генри Томаса. Его третий полнометражный фильм — это прежде всего дань уважения классике жанра и, конечно, Спилбергу лично.
Возможно, именно поэтому Абрамс делает ставку на атмосферность и настроение, пытаясь передать и воссоздать дух (на помощь приходят многочисленные детали: телевизоры, прически, привычки, телефоны) конца 70-х, а также, что в некотором смысле даже важнее, дух кинематографа 70-х. Поставленная задача по-своему амбициозна, особенно для режиссера до того работавшего с принципиально иной фактурой, но решаема: на помощь Джей Джею приходят подзабытые приемы, числившиеся 30 лет назад банальностями и общим местом, а в 2011-м очаровывающие своим ярко выраженным ретро-стилем.
«Супер 8» — история о взрослении и беззаветной любви к кино, и только потом — триллер с научно-фантастическим душком. В этом его сила и одновременно слабость. С впечатляющим прилежанием (не стоит сомневаться, Спилберг делился отеческими советами и подсказами) проработав формальную сторону вопроса, Абрамс не стал ломать голову над сюжетом. Подобный дисбаланс не заметен по ходу разворачивающихся на экране событий, но бросается в глаза сразу после. Озвученное выше оправдание вполне легитимно, но, надо полагать, придется по душе отнюдь не всем.
Впрочем, для самого Джей Джея это был совершенно осознанный выбор. Когда режиссер возвращается в собственное детство, прихватывая за компанию весь зрительный зал, это, как минимум, любопытно, как максимум — похвально.