Рецензия на фильм «Теорема»

Выход на экраны новых фильмов Пьера Паоло Пазолини часто сопровождался громким скандалом. Сейчас подобным штрихом никого не удивить. Продюсеры сами готовы платить деньги, лишь бы об их фильмах говорили, спорили, проклинали. Иной ситуация была в конце 60-х. В кинематографе видели зеркальное отражение действительности, псевдореальность с множеством узнаваемых "объектов". На всю Европу гремели имена Росселлини, Феллини, Висконти, Антониони. Итальянский неореализм уверенной поступью шествовал по планете, художественно обрабатывая грустную повседневность послевоенных десятилетий. Уже первые работы Пазолини ("Аккатоне", "Мама Рома") заставили говорить о себе, как фильмы идущие вразрез с традициями итальянской школы. В "Птицах больших и малых" режиссёр окончательно уходит от неореалистических канонов, избирая притчеобразную повествовательную форму. Являясь одним из ярчайших режиссёров Апеннинского полуострова, Пазолини с самого начала резервирует за собою место экспериментатора, жаждущего новых открытий в сфере кино. После первых показов "Теоремы" режиссёр был повторно привлечён к суду (впервые это случилось в 1963 году, когда за новеллу "Овечий сыр" в киноальманахе "РоГоПаг" Пазолини был обвинён в богохульстве) за порнографию. Дело было закрыто из-за несостоятельности иска, а картина была названа "самым загадочным фильмом в истории кино".

В обычную буржуазную семью (папа, мама, сын и дочь) приезжает погостить молодой человек. Его имя, статус, и цель визита останутся тайной. Он не выполняет никаких обязанностей: загорает в шезлонге, читает книги. Казалось бы, неприметное пребывание гостя в имении, кардинальным образом меняет будничный уклад всех жильцов. Женщины испытывают к нему сексуальное влечение, предлагая свои тела взамен на внимание. Юноша Пьетро испытывает на себе противоестественное плотское искушение. Не будет обойдён вниманием и глава семейства. Но вскоре постоялец уезжает. Искусственная идиллия, царившая до этого в доме, окончательно рушится, обнажая беспомощность каждого жильца. Служанка без объяснений уходит от хозяев, возвращаясь в родную деревню, где просит закопать себя заживо. Девушка впадает в кому, не в силах перенести расставание. Пьетро сходит с ума. Хозяйка отдаётся первым встречным. Добропорядочный муж и отец, уважаемый в обществе фабрикант, уходит в бескрайнюю пустыню.

Фильм можно смело разделить на две самодостаточные половины, своеобразным Рубиконом для которых является приезд/отъезд загадочного гостя. Инертность членов семьи в первом акте, сменяется болезненной активностью во втором. Физически ощутив на себе влияние чего-то нового, доселе неизвестного, они осознают всю никчёмность и пустоту своей размеренной, внешне привлекательной жизни. Но кем был этот человек? Ангелом, помогшим увидеть то, что было скрыто до сих пор или дьяволом, искусившим каждого, заронив сомнение в стройный жизненный уклад? Почему именно секс явился своеобразным проводником другого мироощущения? Подобных вопросов после просмотра можно задать с десяток. Главный ответ кроется в названии фильма - перед нами режиссёрская теорема, разгадать которую, пройдя след в след с автором, совсем не просто.

Фабула картины полностью соответствует данному ей определению. Внешняя герметичность сюжета настолько сильна, что любые попытки вскрыть визуальный текст фильма, как минимум обречены на ироничную улыбку. Режиссёр наполняет свой сосуд культурными отсылками: вскользь нам будут показаны книги стихов Артура Рембо, произведений Льва Толстого; эскапады сошедшего с ума Пьетро о живописи, должны (возможно!) быть приняты, как сатирический укол в адрес авангардистов/сюрреалистов/супрематистов и т.д. Но, не имея подсказок в главном, всё это воспринимается не более чем милым чудачеством самого Пазолини. Возвращаясь к столь говорящему названию фильма, можно сказать, что перед нами уравнение с множеством неизвестных; похоже, режиссёр и не собирался играть в поддавки со своим зрителем, его задача была в другом - адекватно реализовать на экране свой замысел, до этого уже воспроизведённый в формате одноимённого романа.

"Теорема" Пьера Паоло Пазолини не разгадана до сих пор. Как в истинном произведении искусства, каждый видит в ней отражение собственных жизненных установок, взглядов на развитие общества, культурологических парадигм и т.д. Словом, по прошествии более 35 лет эта картина по-прежнему продолжает вызывать ответную реакцию со стороны публики и учёных мужей. Подобная вневременная актуальность - лучшая проверка, которую Пазолини прошёл уже давно.

Поделиться