Нарвел Рот (Джоэл Эджертон) — главный садовник в имении богатой вдовы Нормы Хаверхилл (Сигурни Уивер). Хозяйка высоко ценит его профессионализм и однажды просит взять в ученицы свою родственницу Майю (Куинтесса Суинделл), которой нужна работа. Поначалу все идет хорошо, и Норма вполне довольна тем, как уход за садом влияет на трудного подростка, однако вскоре Нарвел выясняет, что у Майи есть секреты и неприятные друзья, угрожающие не только ей одной, но и всей его работе.
«Тихий садовник» во многом напоминает неофициальный сиквел прошлой работы Пола Шредера — карточного триллера «Холодный расчет». Здесь главный герой тоже ведет дневник, скрупулезно фиксируя свои размышления о деле всей жизни. И, как и в «Холодном расчете», сюжет обыгрывает тему наставничества и отношений двух очень разных по возрасту центральных персонажей. Наконец, центральная проблема фильма — побег от прошлого и поиски искупления — тоже напоминает прежде всего о последней работе Шредера.
Однако при всех параллелях, «Тихий садовник» отнюдь не сводится к самокопированию, а представляет собой выверенный гибрид драмы и триллера, в котором меланхоличный темп работает на тщательное раскрытие психологии и мотиваций главного героя. В этой подчеркнутой неторопливости сюжета, равно как и в размеренных диалогах, отчетливо чувствуется режиссерский почерк Шредера, хорошо знакомый еще по ранним его фильмам, вроде «Американского жиголо» или «Жесткача». Правда, в отличие от них, детективной линии здесь практически нет и драма явно превалирует над триллером — несмотря на то, что редкие экшен-эпизоды наполнены хорошо переданным напряжением.
«Садовник» — из тех фильмов, в которых большую часть времени ничего не происходит, однако оторваться от экрана сложно. Достигается такой эффект, во-первых, благодаря слаженности творческой команды: почти все ключевые люди, работавшие над фильмом, ранее уже сотрудничали со Шредером. Например, оператор Александр Дайнан (снимал «Холодный расчет» и «Дневник пастыря») умело использует потенциал главной локации (огромного сада при поместье), насыщая кадр экзотическими цветами, и помогает выдерживать характерную для Шредера эмоциональную отстраненность от происходящих событий, иногда придавая всей истории почти документальный оттенок.
Во-вторых, Шредер задействовал отличный актерский состав. Хотя главных действующих лиц, по сути, всего три, разыграна эта минималистичная драма очень убедительно — в основном, конечно, за счет работы Эджертона, персонаж которого всегда находится в центре сюжета. Уивер ожидаемо хороша в образе властной вдовы, а невинность героини Суинделл (сыгравшей недавно в «Черном Адаме» и мелькнувшей до этого в «Эйфории») хорошо контрастирует с надломленностью Нарвела, который, как выяснится по ходу дела, тоже хранит кое-какие мрачные тайны.
Стоит подчеркнуть: хотя в «Садовнике» и есть элементы триллера, используются они лишь как вспомогательные детали в драме, выстроенной вокруг исследования человеческих характеров. Поэтому не стоит ждать от фильма обилия саспенса или каких-то сногсшибательных твистов. В этом смысле Шредер остается верен себе: его «Садовник» — кино, приглашающее к размышлению о том, как можно остаться на правильном жизненном пути и сохранить надежду на будущее, даже если груз прошлого порой тянет человека обратно во тьму.