«Последний рыцарь» — уже пятая лента Майкла Бэя о роботах из космоса. Кинематографист утверждает, что не планирует в дальнейшем ставить фильмы о Трансформерах, при этом уже известно, что в ближайшем будущем франшиза пополнится еще как минимум двумя выпусками.
После событий четвертой картины Оптимус Прайм бесследно исчез (позже выяснилось, что он улетел на родной Кибертрон, где его тут же подчинило себе какое-то злобное божество). На Земле же между тем шел дождь из Трансформеров: новые роботы продолжали прибывать на нашу планету без предупреждений и объяснений. В связи с этим всех их, включая и горстку доброжелательно настроенных Автоботов, обитающих на свалке под присмотром Кейда Йегера (Марк Уоллберг), объявили вне закона. Однако власти не догадывались, что падающие из космоса роботы — далеко не самая большая угроза для землян; на самом-то деле главным источником опасности оказался некий могущественный артефакт, хранившийся на Земле еще со времен короля Артура.
Пятые «Трансформеры» — это довольно масштабное, скажем так, произведение, и дело не только в бюджете (200 с чем-то миллионов долларов США) или хронометраже (два с половиной часа). Прощаясь с франшизой, Бэй напоследок решил выступить в полную силу, задействовав все доступные средства. «Последний рыцарь» — это четыре предыдущие ленты в одной. Здесь возвращаются персонажи Джона Туртурро и Джоша Дюамеля (оба отсутствовали в вышедшем в 2014-м четвертом фильме), в кадре мелькает портрет Шайи ЛаБафа, спецэффекты по обыкновению избыточны, рыцари из V века и трехглавый огнедышащий дракон соседствуют с экзопланетой, которая вот-вот врежется в Землю. С Меган Фокс у Бэя не срослось, но ей нашли замену — британскую актрису Лору Хэддок. Она немного похожа на предшественницу, а уж когда Лору топят в компьютерной графике (то есть — почти всегда), ее от Меган и вовсе отличить невозможно. Все это безумное месиво еще и припечатывают сверху сэром Энтони Хопкинсом, роль которого заключается в том, чтобы время от времени произносить предельно нелепые фразы.
Если попытаться запихнуть в фильм абсолютно все, что только может прийти в голову не стесненному в средствах человеку, есть вероятность, что в получившейся картине найдется хоть какой-нибудь элемент, способный удивить практически любого зрителя. Пятые «Трансформеры» именно так и работают; можно сказать, что в данном случае секретной составляющей является юмор. Не то чтобы он хорош: шутки скорее не веселят, а ошарашивают. Не так просто сформулировать, какие эмоции вызывает сцена, в которой роботизированный ниндзя-дворецкий устраивает для главных героев романтический ужин с суши и свечами (деталь: события разворачиваются на подводной лодке, спускающейся в глубины моря к затонувшему инопланетному кораблю), но, по крайней мере, этот эпизод сложно стереть из памяти.
В остальном же «Последний рыцарь» ничем не запоминается. Можно даже сказать, фильм намеренно старается поскорее забыться: перегруженный сюжет, лишние персонажи, надолго выпадающие из действия, отсутствующие (ну ладно, неочевидные — с точки зрения Бэя-то они, видимо, все же есть) связи между сценами — пересказать пятых «Трансформеров» почти невозможно. То есть можно, конечно, рассказать о взрывах и упомянуть суши на подлодке, но внятной истории не получится. Скорее всего, ее не было ни у самого Бэя, ни у работавших с ним сценаристов. Но всерьез предъявлять претензии к сценарию «Последнего рыцаря», наверно, глупо: этой картине место не в кинотеатрах, а в луна-парке, рядом с американскими горками и прочими аттракционами. Более того, есть ощущение, что Бэя такая ситуация вполне устраивает.