Казалось бы, что может объединять столь разных людей, как Джоэл и Клементина? Он - классический "лишний" человек - застенчивый, немногословный мужчина, привыкший быть ведомым в этой жизни. Она - импульсивная молодая особа, готовая ежечасно совершать немыслимые поступки. Познакомившись на вечеринке, где оба чувствовали себя не уютно, они начинают жить вместе. Но вскоре, под грузом накопившихся проблем Клементина решает стереть из памяти все сведения о Джоэле, в попытке начать жизнь заново. Набравшись смелости, Джоэл также соглашается на подобную процедуру. Но во время эксперимента, когда учёные методично начинают удалять все воспоминания о Клементине, Джоэл понимает всю важность этих воспоминаний и, находясь в бессознательном состоянии, пытается предотвратить печальный исход, который лишит его самого дорогого и ценного, что было в его обычной, скучной жизни.
Фильмы о потере/стирании памяти без труда могли бы составить целый мини-жанр голливудского развлекательного кино, начиная от уже почти классического верхувенского "Вспомнить всё", заканчивая недавним "Часом расплаты" Джона Ву. Сия тема всегда была лакомым кусочком для писателей-фантастов и, надо полагать, ещё долго будет привлекать взоры заокеанских продюсеров. Но в отличие от своих техногенно-спецэффектных предшественников, "Вечное сияние страсти" ставит перед собой задачу далёкую от очередного развлекательного сеанса для почтенной публики. Сценарист Чарли Кауфман в очередной раз устраивает постмодернистские игрища на трупе закостеневших киноштампов. По сути, перед нами продолжение исследований о превратностях судьбы, человеческого разума и мышления, начатых в "Быть Джоном Малковичем" и "Адаптации".
Несмотря на то, что "Вечное сияние страсти" дело рук интеллектуалов (Кауфман и Гондри уже работали вместе в "Человеческой натуре"), готовых из фильма в фильм глумится над зрительскими рефлексами и ожиданиями, картина в первую очередь есть рассказ о Любви. Несмотря на множество "примочек" и "вывертов" главный message авторов вполне читаем - цените, что имеете, и не ищите лёгких путей в решение сложных проблем. Стереть, удалить, разрушить всегда легче, чем попытаться понять и найти компромисс.
Джим Кэрри и Кейт Уинслет создают на экране оригинальный и запоминающийся дуэт. Оба в очередной раз выходят за рамки сложившихся актёрских амплуа. После "Человека на Луне" стало очевидно, что Кэрри хорош не только в ролях комедийных, но и драматических. Работа в "Вечном сиянии страсти" только доказывает это положение. Демонстрируя актёрское чутьё, Кэрри, если и делает вылазки на территорию "высоких" жанров, то сплошь под аккомпанемент маститых режиссёров. Питер Уир, Милош Форман, Френк Дарабонт - многие могут только мечтать о работе с этими мастерами. В этот раз Кэрри отдаётся во власть молодых (исключительно в кинематографическом смысле слова), да ранних. И результат не заставил себя ждать. Не меньше сюрпризов готовит зрителю и Кейт Уинслет. Яркая, экстравагантная, готовая на смелый поступок девушка, в то же время оказывается тонким и уязвимым человеком. За внешний антураж отвечает боевой раскрас волос (Уинслет с поочередно синими, красными, зелёными локонами зрелище ещё то), а вот создание убедительного внутреннего мира полностью заслуга актрисы.
Чудом совместим в одном флаконе драму, комедию, научную фантастику авторы всего лишь пытались посмотреть на вечную тему (взаимоотношения мужчины и женщины) с другой, небанальной стороны. Попытка, безусловно, дерзкая, но оттого не менее удачная. Попытка, подарившая нам ещё одну историю любви.