Рецензия на фильм «Викинг» Андрея Кравчука

X век; князья из рода Рюриковичей конфликтуют между собой, один из них, Олег (Кирилл Плетнев), гибнет в результате действий брата Ярополка (Александр Устюгов). Мстить за смерть должен младший брат, незаконнорожденный Владимир (Данила Козловский), но он оказывается чуть более миролюбивым, чем родственники, и ратует за решение проблем без использования холодного оружия. Но обстоятельства сложились так, что Владимир с армией наемников двинулся сперва на Полоцк, затем на Киев, и кровь полилась рекой.

Крови (а также грязи, пота и отвара из мухоморов) в «Викинге» предостаточно. Кроме того, интимных сцен здесь несколько больше, чем в среднестатистической российской картине, и они выглядят довольно смелыми. Ленту Кравчука еще до релиза сравнивали (возможно, не вполне серьезно) с сериалом «Игра престолов». Выясняется, что определенные основания для проведения таких параллелей есть: Средневековье в «Викинге» — не какая-то полусказочная идеализированная эпоха, а жуть и мрак.

Впрочем, создатели картины с одинаковым увлечением снимали не только ужасы, но и красоты. Снег, осыпающийся с елей в зимнем лесу, ладьи, плывущие по Днепру, — здесь есть на что посмотреть. Да даже быт отражен на экране так, что заглядишься, — все благодаря невероятному вниманию к деталям (так ли все было на самом деле — отдельный вопрос; например, диалоги персонажей явно не соответствуют показанной эпохе — впрочем, фраз, которые режут ухо, в них все-таки довольно мало). В общем, «Викинг» — дорогое масштабное зрелище, выдающийся аттракцион. Авторы его, очевидно, выкладывались по полной, не делая скидок на обстоятельства. Хочется также отметить, что создатели «Викинга» более-менее справились с еще одной задачей, казавшейся невыполнимой для современных российских кинематографистов. В фильме есть два довольно любопытных женских характера – это Рогнеда (Александра Бортич) и Ирина (Светлана Ходченкова). Героиня Бортич вообще получилась самым ярким персонажем картины: Александра играет не по эпохе упрямую и своевольную девицу с такой страстью, что за ее судьбу начинаешь переживать больше, чем за главного героя. Ходченковой не за что предъявлять претензии, но героиня ей досталась гораздо более сдержанная и предсказуемая. Рогнеда – олицетворение дикого непримиримого язычества, Ирина – символ смирения и прощения. Все могло бы быть идеально, если бы не подкачала драматургия.

Фильм представляет Владимира не участником страшных событий, не наблюдателем, а самым настоящим героем. Между тем, никакого развития характера тут не наблюдается, героизм у персонажа, видимо, врожденный. Да, обстоятельства складывались так, что на глазах Владимира гибли люди, но сам-то он всегда хотел как лучше! Главный моральный конфликт обнаруживается вне героя: все темные стороны характера сценаристы отдали воеводе Свенельду (Максим Суханов) — тот стоит грозной фигурой на пути князя к свету, подзуживает, а иногда прямо-таки толкает на преступления. В результате Владимир превращается в недоперсонажа, фишку, которая проходит через все необходимые клеточки на игровой доске («Хочу жену, хочу Полоцк, Киев, другую жену, дар божий»), но сама при этом никак не меняется.

И еще один нюанс — авторы «Викинга» предполагают, что у картины есть образовательная ценность: дескать, фильм позволяет зрителю заглянуть в глубины истории родного государства. Именно с этой целью — охватить максимальную аудиторию, в том числе юную, испытывающую тягу к знаниям — картину выпускают в прокат в двух вариантах, 12+ и 18+. Между тем, перед нами, конечно, не статья из справочника по истории и даже не заметка из «Википедии», а миф. Это вполне нормально, ведь речь идет о художественном произведении, но данную деталь все-таки стоит держать в голове.

Поделиться