Размышляя о свободе, Микеланджело Антониони не мог не обратиться к укладу жизни страны, девизом которой является независимость каждого человека. «Забриски Пойнт» целиком снимался в США. Антониони изображает протестующую молодежь – американских студентов, спорящих за свои права и готовящих забастовку. Ему чрезвычайно симпатичны и интересны эти бунтари – недаром в самом начале картины в течение нескольких минут мы рассматриваем их лица крупным планом. Но режиссеру, как он заявил в одном интервью, всегда не нравилось, что люди слишком много разговаривают и мало делают, поэтому среди этих студентов он выделяет Марка – «попутчика», как герой сам себя именует – личность деятельную и всей душой стремящуюся к свободе. В попытке помочь своим товарищам, Марк стреляет в полицейского, а потом угоняет спортивный самолет, на котором несется в бесконечное пространство пустыни. Там он встречается со свободолюбивой Дарьей, которая вместо того, чтобы ехать по указанию своего начальника, ищет место для медитации.
Антониони всегда хотел, чтобы создаваемые им персонажи оценивались просто как образы-символы, но не предавались осуждению или оценке, как реальные люди. Марк и Дарья – герои, ищущие личную свободу и непохожие на представителей американского общества потребления и накопления, которые приспосабливаются ко всему и обманывают себя видимостью свободы.
Иллюзию свободы Антониони изображает с неореалистическим интересом к мелким бытовым деталям – рекламные плакаты, своей пестротой нарушающие общую естественную тональность фильма, офис начальника Дарьи, а также его вилла в пустыне, которая неоднократно взрывается в финале фильма. Взрыв как напоминание о гибели Вавилона касается всего материального, символизирующего накопление: на воздух взлетают шкаф с одеждой и с книгами, телевизор, холодильник – всюду излишества.
Точно также режиссер вовлекает зрителя в другой значимый эпизод – любовную сцену в пустыне. В этот момент разворачивается настоящая битва между жизнью и смертью: бессчетное число юных пар, наверное, таких же молодых бунтарей, заполняют пространство мертвого, пересохшего озера. Они появились для того, чтобы по-своему оплодотворить эту землю, вдохнуть в нее настоящую жизнь, а не для того, чтобы построить фешенебельные виллы и отели.
Поклонники творчества Антониони не оценили возросший интерес режиссера к политическим проблемам, а яростные политиканы обвинили его в излишней созерцательности, идеализме и в том, что после просмотра картины не возникает желания учинить революцию. В США картину приняли достаточно холодно, считая, что итальянец взглянул на жизнь этой страны глазами заезжего иностранца, субъективно и поверхностно.
Может быть, стоило оставить эпизод, в котором Марк вырисовывает на небе «Fuck you, America» – и бунтарский дух бы сохранился, и американцам стало понятнее.