Ледяные торосы, разбитый самолет и человек. Человек не сдается и делает все правильно. Действует по расписанию, ловит рыбу при помощи саморучно сконструированных приспособлений, вытаптывает в снегу большую надпись SOS, каждый день в определенное время врубает портативный передатчик и по-крузовски палочным способом считает дни. Человек в основном молчит, что для сюжетных обстоятельств логично, но для целого фильма – это прямо большое молчание. Помимо отсутствия диалогов в ленте и сюжет строится не то чтобы как-то совсем необычно, но, скажем так, нестандартно. Вступление его структурно соответствует ежедневному расписанию главного героя, а драматургия основной части строится по принципу «поход из пункта А в пункт В». Понятно, что поход в любой пункт по арктическим пространствам – это не «в булочную пошел». Но чтобы зритель считал это с экрана, необходимо транслируемое ощущение вечной мерзлоты. Фильму этого удается добиться, и это раз.
В своей кинематографической достоверности картина во многом обязана, конечно, исполнителю главной роли – датской суперзвезде Мадсу Миккельсону. Здесь у него 1000процентный бенефис – из живых существ, кроме него, в кадре будут только контуженая девушка, не говорящая ни слова, белый медведь и мороженная рыба. Миккельсон отрабатывает со скрупулезностью полярника будни сурового мужчины, оказавшегося наедине с еще более суровой природой. После просмотра становится очевидно, что этого актера, которого никак нельзя назвать недооцененным, все равно снимают очень мало и часто не там, где надо. Это действительно очень большой артист кинематографического искусства, и со времен «Валгаллы» Николаса Виндинга Рефна мы его так близко не видели. Это два.
Режиссером картины значится Джо Пенна, известный всему миру бразильский видеоблоггер MysteryGuitarMan. «Затерянные во льдах» – это его режиссерский дебют в полнометражном кино, премьера которого, кстати, прошла не где-нибудь, а на Каннском кинофестивале. Таким образом, блоггеры, которым и так свойственен принцип «я и песни петь могу, и е..ся мастер», добрались до святого: кинематографа с большой буквы. Справляется ли Пенна с режиссурой фильма, который мы только что признали как минимум далеко не худшим, – остается вопросом открытым. Понятно, введи он многочастную драматургию и оживленные диалоги, фильм бы скорее всего посыпался. Но режиссер выбрал то, что выбрал, и на этой площадке он убрал «Схватку» Джо Карнахана и вплотную приблизился к самому великому человеку современного кино: Вернеру Херцогу. Конечно, для своего «Фицкарральдо» у Пенны дыхалки не хватает. Но тот факт, что мы сейчас сравниваем Херцога и кинодебют бразильского видеоблоггера, кое-что значит: путь Пенны от MysteryGuitarMan до премьеры в Каннах не менее завораживающ, чем главного героя по заснеженной Арктике. Однако хочется напомнить, что и непременное условие для поступления в киношколу Вернера Херцога – пройти весь путь от дома (где бы он ни находился) до места учебы пешком – никто не отменял, и это совсем не то же самое, что зарабатывать лайки. Это три.