У девочки Райли начался переходный возраст. К базовым эмоциям — Радости, Печали, Гневу и Брезгливости — теперь добавились новые: Тревожность, Зависть, Стыд и Хандра. Старшеклассница начинает испытывать более сложные чувства, ей нужно делать моральный выбор и разобраться в том, кто она такая. Внутри Райли разворачивается борьба за пульт управления, потому что каждая эмоция считает, что точно знает, как сделать девочку счастливой. Вскоре инициативу у Радости перехватывает Тревожность.
«Головоломка», вышедшая в 2015 году, стала одним из лучших оригинальных мультфильмов студии Pixar. Главный режиссер студии Пит Доктер придумал идеальный концепт — историю о человеческих эмоциях, в которой каждый с легкостью может узнать себя. Хотя идея для продолжения лежала на поверхности — девочка растет и испытывает новые эмоции, — все-таки сиквел задержался аж на 9 лет. Связано это с тем, что сам Доктер не горел желанием снимать вторую часть, а хотел сконцентрироваться на новых проектах.
Однако обстоятельства взяли верх, слишком многие оригинальные мультфильмы Pixar проваливались в последние годы: «Я краснею», «Лука» и даже обласканная критиками «Душа». «Головоломке 2» дали зеленый свет и поручили ее поставить Келси Манну, работавшему над сценарием не самого удачного пиксаровского опуса «Хороший динозавр». Хотя продолжение получилось во всех смыслах эмоциональным и в итоге стало самым коммерчески успешным проектом Pixar, все-таки уровня мастерства и фантазии первой части ему заметно не достает.
Как и в оригинальной «Головоломке», сюжетная линия сиквела делится на две части: историю взросления девочки Райли и приключения эмоций в ее голове. Создатели «Головоломки 2», к сожалению, не отыскали гармонию между двумя сюжетами и отвели слишком много внимания Райли. Если в первой части она была как бы иллюстрацией последствий действий эмоций внутри нее, то теперь девочка полноценный, если не главный, персонаж. Ее история при этом предельно проста и типична: Райли переходит в старшие классы и очень хочет понравиться новым подружкам из хоккейной команды, которые старше и опытнее ее. Пытаясь произвести на них впечатление, она в поте лица тренируется на льду. Но поскольку движут ею Тревожность, Стыд и Зависть, в результате она лишь портит отношения с близкими и добивается противоположных результатов.
Сюжет Райли местами утомляет предсказуемостью, потому что напоминает примерно любой фильм о школьном взрослении. В голове же девочки происходят гораздо более интересные приключения, но тут создателям тоже не хватило фантазии показать что-то по-настоящему новое и любопытное. В первой «Головоломке» были сцены в подсознании, воображении, абстрактном мышлении, которые сделаны были изобретательно и забавно. В сиквеле, за исключением хранилища секретов, куда попадают неугодные старые эмоции, новых интересных локаций, увы, нет. Стоит признать, что и само путешествие героев в поисках самосознания Райли, в целом получилось простоватым и не слишком увлекательным.
Но заметные недостатки не затеняют в «Головоломке 2» самого главного — психотерапевтическую силу и способность говорить с любой аудиторией о самом важном. Зритель неизбежно ассоциирует себя с Райли, начинает разбирать собственную жизнь и поступки на эмоции из фильма. Каждый, кто испытывал когда-либо паническую атаку, оценит правдоподобность приступа Райли, которой полностью овладела Тревожность. И такие чисто человеческие моменты, конечно, прекрасно работают и увлекают аудиторию. «Головоломка 2» действительно утешает в финале правильно подобранными словами, несмотря на все упрощения по сравнению с оригиналом.