Посмотрел «Рейд 2» Гарета Эванса. В отличие от первой части, где 98% экранного времени спецназовцы бегали по многоэтажному дому, попутно ломая руки-ноги-головы криминальному контингенту, продолжение претендует на статус криминальной саги, держа в уме лучшие образцы жанра вроде «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы.
Выжившего в прошлой передряге Раму берёт в оборот следователь, ведущий антикоррупционное расследование внутри полицейского департамента. После незамысловатой двухходовки он становится ближайшим помощником сына главаря мафии. Погружаясь в новую пучину ужаса и насилия, Рама начинает задаваться вопросами из вокабуляра героев Достоевского. Но потом, опомнившись, идёт и максимально эффектно и эффективно лишает жизни нехороших людей.
Надо отдать должное Эвансу (а он здесь не только режиссёр, но и сценарист и монтажёр), вместо того, — как сделало бы большинство на его месте — чтобы снять всё по второму кругу, приписав в название цифирь 2, он мужественно решил двигаться в совсем другом, куда более сложном направлении. Хронометраж сиквела — 148 минут, и это чертовски амбициозно. Режиссёр изо всех сил пытается доказать (прежде всего себе), что умеет снимать не только драки и перестрелки, но и рассказывать сложносочинённые истории с n-ным количеством персонажей, у каждого из которых есть своя судьба, мотивация и внутренние переживания. Проблема, однако, в том, что на фоне совершенно фантастического экшна (смотря первый «Рейд» казалось, что лучше уже нельзя; выяснилось, что можно) все эти «драматические» нотки выглядят пусть не фальшиво, но как-то необязательно, вспомогательно. При этом не повернётся язык сказать, что Эванс на этом поприще потерпел сокрушительное фиаско, совсем нет. Просто один компонент у него идеален (все боевые сцены и всё, что с ними связано), а второй — неплох. Отсюда сам собой возникающий дисбаланс, от которого он так и не смог избавиться. Но за саму попытку, конечно, стоит сказать спасибо.
По глубине и драматургической проработке сиквел превосходит оригинал абсолютно во всём. Обидно, что Эвансу не хватило сил вывести продолжение на принципиально иной уровень, на котором боевые искусства как таковые не имели бы столь важного и определяющего значения. Однако, если воспринимать «Рейд 2» исключительно как боевик, то стоит признать, что перед нами картина поразительной мощи и авторской фантазии, задающая новые стандарты жанра.