Стивен Фрирз: «Меня окружают люди, которые открыто говорят мне, что я идиот, и я этому очень рад»

Стивен Фрирз: «Меня окружают люди, которые открыто говорят мне, что я идиот, и я этому очень рад»

Британский режиссер-ветеран со свойственной ему прямотой рассказал Kinomania.ru о съемках «Примадонны» – наверное, самого уморительного фильма в своей большой карьере, где Мерил Стрип исполняет роль Флоренс Фостер Дженкинс, реально существовавшей ужасной певицы-любительницы, добравшейся до концерта в Карнеги-холл, потому что никто не смог убедить ее, что пением заниматься ей не стоит.

Что привело вас к фильму «Примадонна»? Вам была интересна история Флоренс Фостер Дженкинс?

Нет, мне предложили.

Почему вы согласились?

Мне понравился сценарий. Я сразу понял, что фильм будет тепло принят зрителями. Я прослушал пение Флоренс Фостер Дженкинс и убедился, что люди захотят посмотреть на это.

Вы до этого слышали о Флоренс?

Я знал, кто она такая, но я никогда не слышал, как она поет. Была пьеса, где роль Флоренс исполняла Морин Липман, но саму пьесу я не смотрел. 

Почему вы решили преподнести историю Флоренс как комедию?

Сценарий был так написан. Билли Уайлдер говорил: «Режиссер не знает, как написать, но он знает, как прочитать». Надеюсь, что мне удалось хорошо прочитать и прочувствовать сценарий.

кадр из фильма

кадр из фильма

Расскажите, как проходил кастинг актеров? Как так получилось, что в фильме сыграли Мерил СтрипХью Грант и Саймон Хелберг?

Да я просто спросил их: «Хотите сыграть в фильме?». Мне показалось, что этого достаточно. Выбор актеров произошел очень легко, не было никаких списков. Мне рассказали о Саймоне, и я сразу понял, что он подходит на роль пианиста.

В фильме «Примадонна» единственный, кто сообщает Флоренс правду ­– это корреспондент. Как вы считаете, людям важно всегда говорить правду?

Говорить правду всегда сложно. Я не уверен, что могу рассуждать на тему истины, но вопрос очень интересный. Меня окружают люди, которые открыто говорят мне, что я идиот, и я этому очень рад.

Как вы относитесь к отзывам и рецензиям журналистов?

Я их никогда не читаю.

Вы ведь уже не в первый раз работаете с Консолатой Бойл (художник по костюмам)?

Мы работали вместе уже много раз. Консолата гениальная. Если вы спросите меня о моих знаниях о костюмах, то их нет (Смеется). Я всегда доверяю ей, она же превосходная.

История Флоренс Фостер Дженкинс удивительна. Все ли детали в фильме правдивы?

Мне посчастливилось прочитать сценарий и ознакомится со всей информацией. Я предпочитаю не сомневаться в сценарии. У меня просто была история, которую хотелось показать людям в кино. Сценарий был очень хорошим и жизненным, поэтому у меня не было задачи сверять все факты.

Вы не только режиссер, но и преподаватель. Как вы относитесь к студентам, у которых горят глаза, но режиссерского таланта нет?

Кинопроизводство вообще вещь странная. Хорошо, когда глаза горят, но этого недостаточно. Нужно понимать, с чем придется столкнуться во время съемок и нужен спокойный подход к делу. Работать режиссером довольно причудливо, но мне это подходит.

Можно ли научиться быть режиссером с помощью теории?

Нет. Можно учиться, только снимая фильмы. Я хорошо знаю историю кино, изучал работы других режиссеров, но на практике я начинаю понимать, что некоторые вещи из теории я неправильно себе представлял. Мне понадобилось много времени, чтобы накопить знания.

кадр из фильма

кадр из фильма

Кто помог Мерил Стрип научиться так плохо петь?

У нее был инструктор в Нью-Йорке.

Что вы испытали, когда услышали, как Мерил поет в манере Флоренс?

Саймон Хелберг приехал в Нью-Йорк и там встретился с Мерил. Они попробовали спеть в стиле Флоренс и прислали мне аудиозапись. Я тогда подумал: «У меня есть запись отвратительного пения Мерил, я же могу продать ее и уйти на пенсию!» (Смеется).

Нужно быть хорошей певицей, чтобы намеренно спеть плохо?

Мерил просто превосходно поет. У меня нет глубоких музыкальных познаний, но я точно знаю, что Мерил очень много работала над своим голосом.

Саймон Хелберг сказал, что вы очень сдержанный во время съемок. Это правда?

Я никогда не говорю много на площадке. Если вы взяли хороших актеров, то много слов не нужно. Саймон прекрасно справился со своей ролью. Если бы у него что-то не получалось или получалось плохо, то мне пришлось бы вмешаться и сказать, но он профессионал, поэтому я просто молчал и восхищался.

Вы даете понять актерам, что вы недовольны чем-то?

Если я недоволен – значит, это моя вина. Нужно очень серьёзно подходит к выбору актеров, от этого зависит очень многое.

Вы рады, что вам удалось снять фильм о Нью-Йорке в Англии?

Мне кажется это очень забавным. Мерил привезла с собой платье в американском стиле и сказала: «Фильм нельзя снимать в Нью-Йорке, потому что настоящего Нью-Йорка больше нет».

Что вы можете сказать о работе с Мерил Стрип?

Она – крепкий орешек.

Последние ваши фильмы связаны с пожилыми женщинами. Это совпадение?

Думаю, что это больше, чем просто совпадение. Женщины в возрасте всегда очень интересные.

«Примадонна» – не совсем комедия. Некоторые плачут в конце фильма. Вы намерено сделали такой финал?

Да, я видел финал именно таким.

До фильма «Примадонна» Хью Грант в основном играл в романтических комедиях, но тут его роль отличается от предыдущих.

Честно говоря, я видел мало фильмов, в которых он снимался. Я точно знал, что Хью Грант – великолепный актер.

Какие фильмы с его участием вы видели?

Я смотрел «Четыре свадьбы и одни похороны» и «Мой мальчик».

кадр из фильма

кадр из фильма

Вы больше довольны фильмов, если люди плачут или смеются?

Смех людей – лучшая награда.

Правда, что вы никогда не знаете бюджет ваших фильмов? 

Да, это так. Меня вообще пугают большие суммы денег. Я не понимаю, как люди снимают фильмы на 200 миллионов долларов. Чем больше денег люди вкладываю в фильм, тем больше они хотят на нем заработать, а мне не нравится думать о деньгах, когда я работаю над картиной.

Вы учите этому своих студентов?

Я всегда им говорю, что нужно учить экономику. Тратить много чужих денег – мошенничество.  

Вы когда-нибудь пользовались идеями своих учеников?

Я очень рад, что меня окружают молодые и энергичные люди. Я не могу сказать, что заимствовал у них какие-то конкретные идеи. Мне очень важно, чтобы они не боялись и воплощали в жизнь все свои задумки.

Поделиться