Британский режиссер-ветеран со свойственной ему прямотой рассказал Kinomania.ru о съемках «Примадонны» – наверное, самого уморительного фильма в своей большой карьере, где Мерил Стрип исполняет роль Флоренс Фостер Дженкинс, реально существовавшей ужасной певицы-любительницы, добравшейся до концерта в Карнеги-холл, потому что никто не смог убедить ее, что пением заниматься ей не стоит.
Что привело вас к фильму «Примадонна»? Вам была интересна история Флоренс Фостер Дженкинс?
Нет, мне предложили.
Почему вы согласились?
Мне понравился сценарий. Я сразу понял, что фильм будет тепло принят зрителями. Я прослушал пение Флоренс Фостер Дженкинс и убедился, что люди захотят посмотреть на это.
Вы до этого слышали о Флоренс?
Я знал, кто она такая, но я никогда не слышал, как она поет. Была пьеса, где роль Флоренс исполняла Морин Липман, но саму пьесу я не смотрел.
Почему вы решили преподнести историю Флоренс как комедию?
Сценарий был так написан. Билли Уайлдер говорил: «Режиссер не знает, как написать, но он знает, как прочитать». Надеюсь, что мне удалось хорошо прочитать и прочувствовать сценарий.
Расскажите, как проходил кастинг актеров? Как так получилось, что в фильме сыграли Мерил Стрип, Хью Грант и Саймон Хелберг?
Да я просто спросил их: «Хотите сыграть в фильме?». Мне показалось, что этого достаточно. Выбор актеров произошел очень легко, не было никаких списков. Мне рассказали о Саймоне, и я сразу понял, что он подходит на роль пианиста.
В фильме «Примадонна» единственный, кто сообщает Флоренс правду – это корреспондент. Как вы считаете, людям важно всегда говорить правду?
Говорить правду всегда сложно. Я не уверен, что могу рассуждать на тему истины, но вопрос очень интересный. Меня окружают люди, которые открыто говорят мне, что я идиот, и я этому очень рад.
Как вы относитесь к отзывам и рецензиям журналистов?
Я их никогда не читаю.
Вы ведь уже не в первый раз работаете с Консолатой Бойл (художник по костюмам)?
Мы работали вместе уже много раз. Консолата гениальная. Если вы спросите меня о моих знаниях о костюмах, то их нет (Смеется). Я всегда доверяю ей, она же превосходная.
История Флоренс Фостер Дженкинс удивительна. Все ли детали в фильме правдивы?
Мне посчастливилось прочитать сценарий и ознакомится со всей информацией. Я предпочитаю не сомневаться в сценарии. У меня просто была история, которую хотелось показать людям в кино. Сценарий был очень хорошим и жизненным, поэтому у меня не было задачи сверять все факты.
Вы не только режиссер, но и преподаватель. Как вы относитесь к студентам, у которых горят глаза, но режиссерского таланта нет?
Кинопроизводство вообще вещь странная. Хорошо, когда глаза горят, но этого недостаточно. Нужно понимать, с чем придется столкнуться во время съемок и нужен спокойный подход к делу. Работать режиссером довольно причудливо, но мне это подходит.
Можно ли научиться быть режиссером с помощью теории?
Нет. Можно учиться, только снимая фильмы. Я хорошо знаю историю кино, изучал работы других режиссеров, но на практике я начинаю понимать, что некоторые вещи из теории я неправильно себе представлял. Мне понадобилось много времени, чтобы накопить знания.
Кто помог Мерил Стрип научиться так плохо петь?
У нее был инструктор в Нью-Йорке.
Что вы испытали, когда услышали, как Мерил поет в манере Флоренс?
Саймон Хелберг приехал в Нью-Йорк и там встретился с Мерил. Они попробовали спеть в стиле Флоренс и прислали мне аудиозапись. Я тогда подумал: «У меня есть запись отвратительного пения Мерил, я же могу продать ее и уйти на пенсию!» (Смеется).
Нужно быть хорошей певицей, чтобы намеренно спеть плохо?
Мерил просто превосходно поет. У меня нет глубоких музыкальных познаний, но я точно знаю, что Мерил очень много работала над своим голосом.
Саймон Хелберг сказал, что вы очень сдержанный во время съемок. Это правда?
Я никогда не говорю много на площадке. Если вы взяли хороших актеров, то много слов не нужно. Саймон прекрасно справился со своей ролью. Если бы у него что-то не получалось или получалось плохо, то мне пришлось бы вмешаться и сказать, но он профессионал, поэтому я просто молчал и восхищался.
Вы даете понять актерам, что вы недовольны чем-то?
Если я недоволен – значит, это моя вина. Нужно очень серьёзно подходит к выбору актеров, от этого зависит очень многое.
Вы рады, что вам удалось снять фильм о Нью-Йорке в Англии?
Мне кажется это очень забавным. Мерил привезла с собой платье в американском стиле и сказала: «Фильм нельзя снимать в Нью-Йорке, потому что настоящего Нью-Йорка больше нет».
Что вы можете сказать о работе с Мерил Стрип?
Она – крепкий орешек.
Последние ваши фильмы связаны с пожилыми женщинами. Это совпадение?
Думаю, что это больше, чем просто совпадение. Женщины в возрасте всегда очень интересные.
«Примадонна» – не совсем комедия. Некоторые плачут в конце фильма. Вы намерено сделали такой финал?
Да, я видел финал именно таким.
До фильма «Примадонна» Хью Грант в основном играл в романтических комедиях, но тут его роль отличается от предыдущих.
Честно говоря, я видел мало фильмов, в которых он снимался. Я точно знал, что Хью Грант – великолепный актер.
Какие фильмы с его участием вы видели?
Я смотрел «Четыре свадьбы и одни похороны» и «Мой мальчик».
Вы больше довольны фильмов, если люди плачут или смеются?
Смех людей – лучшая награда.
Правда, что вы никогда не знаете бюджет ваших фильмов?
Да, это так. Меня вообще пугают большие суммы денег. Я не понимаю, как люди снимают фильмы на 200 миллионов долларов. Чем больше денег люди вкладываю в фильм, тем больше они хотят на нем заработать, а мне не нравится думать о деньгах, когда я работаю над картиной.
Вы учите этому своих студентов?
Я всегда им говорю, что нужно учить экономику. Тратить много чужих денег – мошенничество.
Вы когда-нибудь пользовались идеями своих учеников?
Я очень рад, что меня окружают молодые и энергичные люди. Я не могу сказать, что заимствовал у них какие-то конкретные идеи. Мне очень важно, чтобы они не боялись и воплощали в жизнь все свои задумки.