«ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ» (1974)
Салли Хардести (Мэрилин Бернс) вместе с братом Франклином (Пол Партейн) и компанией друзей едут в дом родственников Салли. Прибыв на место, друзья вскоре обнаруживают, что на соседней ферме живет клан каннибалов, самым жутким из которых является Кожаное лицо — немой громила в маске, вооруженный бензопилой.
Сейчас этот фильм помнят в основном за счет порожденной им франшизы и как предшественника «золотого века» слэшеров. Но, помимо чисто исторического интереса, «Техасская резня…» и сейчас выглядит как эталонный эксплотейшн, соединяющий тему каннибализма с эстетикой техасской глуши и атмосферой нарастающего безумия. При этом, в отличие от классических слэшеров вроде «Хэллоуина» или «Пятницы 13-е», здесь упор сделан не столько на убийства, сколько на саспенс, построенный вокруг беззащитности жертвы. Успех фильма сыграл с Тоубом Хупером злую шутку. Когда в 1980-х он снял сиквел «Техасской резни...», сделав из него динамичный комедийный хоррор, то его ждал кассовый провал и сдержанная реакция критиков — почти никто не оценил столь смелый жанровый эксперимент.
«САЛЕМСКИЕ ВАМПИРЫ» (1979)
Известный писатель Бен Мейрс (Дэвид Соул) возвращается в родной городок Салемс-Лот, чтобы написать книгу о местной достопримечательности с дурной славой — особняке Марстенов, где якобы водятся призраки. С удивлением Бен узнает, что заброшенный дом выкуплен загадочным антикваром Стрэйкером (Джеймс Мейсон), который ждет прибытия из Европы своего делового партнера. После того как в округе начинают один за другим гибнуть люди, Бен понимает, что в Салемс-Лоте хозяйничают вампиры, а их логово — тот самый дом Марстенов.
Первая экранизация раннего романа Стивена Кинга изначально представляла собой мини-сериал, снятый для кабельной сети CBS, но за пределами США была (правда, в сокращенном виде) выпущена в кинотеатральный прокат. Несмотря на огромный хронометраж (телеверсия идет больше 3 часов), а также медленный темп, «Салемские вампиры» обрели культовый статус и даже получили парочку номинаций на «Эмми». Секрет успеха в том, что Хупер умело использовал потенциал книги, сделав ставку на хорошо прописанных персонажей и медленное нарастание напряжения. «Салемские вампиры» — слоубернер, в центре которого детальная панорама гибели отдельно взятого города. А вампиры здесь начисто лишены аристократического лоска: это жестокие хищники, постепенно теряющие человеческий облик.
«ПОЛТЕРГЕЙСТ» (1982)
Стивен (Крейг Т. Нельсон) и Диана Фрилинг (ДжоБет Уильямс) счастливы в браке и живут в благоустроенном калифорнийском городке, воспитывая трех детей. Но однажды в доме начинается череда необъяснимых и жутких происшествий: сама собой двигается мебель, на заднем дворе оживают деревья, невидимая сила ломает столовые приборы. И, наконец, во время ночной грозы исчезает младшая дочь Фрилингов — пятилетняя Кэрол-Энн (Хизер О’Рурк). Обратившись к медиуму Танджине (Зельда Рубинштейн), Фрилинги узнают, что злой дух втащил девочку в потусторонний мир, и теперь семье придется сразиться с древними силами, питающимися энергией беспомощной Кэрол-Энн.
Пик голливудской карьеры Хупера, «Полтергейст» не только стал кассовым хитом, но и задал долговременный тренд на «семейный хоррор» в 1980-х. Феноменальный успех отчасти объясняется тем, что продюсером (а по слухам, и режиссером многих сцен) был Стивен Спилберг, обладающий отменным коммерческим чутьем. Но дело не только в маркетинге. «Полтергейст» отлично сочетает сентиментальность и саспенс за счет того, что многие ключевые эпизоды показаны детскими глазами. В этом смысле «Полтергейст» очень ярко изображает, насколько пугающими могут быть (особенно для ребенка) привычные вещи — от любимой игрушки до кухонных стульев.
«ЖИЗНЕННАЯ СИЛА» (1985)
Экипаж космического корабля «Черчилль» натыкается на огромный звездолет, внутри которого — три стеклянных саркофага с обнаженными мужчинами и женщиной (Матильда Мэй). Ценный груз доставляют на Землю, где женщина приходит в себя и немедленно начинает поглощать жизненную силу у всех людей вокруг. Вскоре выяснится, что зловещая незнакомка — посланец древней расы межпланетных вампиров, готовящий Землю к прибытию своих сородичей. Спасти мир от кровососущей чумы пытаются командир «Черчилля» Карлсен (Стив Рейлсбэк) и спеслужбист Кейн (Питер Ферт).
Снятая по книге британского писателя Колина Уилсона, «Жизненная сила» — не просто последний большой проект Хупера в Голливуде, но и образцовый трэш-блокбастер 1980-х. Это изобретательный, насыщенный дорогими спецэффектами фантастический хоррор, обыгрывающий не самый заезженный концепт вампиров. Здесь роскошный стиль (одни внутренности инопланетного корабля чего стоят!), музыка от Лондонского симфонического оркестра и динамичный сюжет образуют ядреный, местами аляповатый, но незабываемый жанровый коктейль.
«ПРИШЕЛЬЦЫ С МАРСА» (1986)
Двенадцатилетний Дэвид (Хантер Карсон), наблюдая за грозой, видит, как рядом с его домом приземляется НЛО. Вскоре семья мальчика начинает вести себя странно, а придя в школу, он обнаруживает похожие изменения в поведении знакомых и учителей. До смерти напуганный, Дэвид все же решает пробраться к холму за домом и выяснить, что происходит с людьми вокруг — разумеется, он станет свидетелем инопланетного вторжения.
Ремейк одноименного фильма 1953-го, «Пришельцы с Марса» провалились в прокате и не снискали особой любви у критиков. Между тем этот фильм — своего рода квинтэссенция подхода, опробованного Хупером в «Полтергейсте». Здесь весь сюжет подан через детское восприятие, и этот ход постановщик использовал по максимуму. Играя с идеей отчужденности взрослых от мира детей, а также с уязвимостью главного героя-ребенка, Хупер не только мастерски нагнетает саспенс, но и не забывает показать впечатляющих монстров. Чудовища (куда более жуткие и проработанные, чем в оригинальном фильме) и «инопланетный» дизайн, кстати, были созданы для фильма оскаровскими лауератами Стэном Уинстоном и Джоном Дикстрой. Так что по части спецэффектов и атмосферы с фильмом уж точно все в порядке.