На прошлой неделе в прокат вышел «Да и Да» Валерии Гай Германики, и тут по традиции хочется сказать несколько слов. Незамысловатая сюжетная канва повествует о встрече (и любви, куда без этого) молодого художника Антонина (Саша Горчилин) и учительницы Саши (Агния Кузнецова). Их взаимоотношения будут носить характер насильственного ненасилия, но может ли быть иначе, когда речь идёт об искренних чувствах и настоящем искусстве?
«Да и Да» — второй фильм Германики, но с учётом «Школы» и «Краткого курса...» (стоящих многих полных метров вместе взятых) это уже четвёртая большая работа режиссёра, во многом состоявшегося и каких-либо поблажек по отношению к себе не требующего. И тут, конечно, принципиальна точка отсчёта, общий угол зрения. С каких позиций смотреть, через какие окуляры разглядывать (бинокль и микроскоп дают принципиально разные результаты).
Германика умело пользуется имеющимся у неё багажом. Вместительным, внушительным, заслуживающим уважения. Все детали-составляющие находятся на своих местах, всё работает, работает без дозаправки. Но по старым конспектам. В фильме есть три фактически самодостаточных музыкальных клипа, мощных, сильных, бьющих наотмашь. Со всем остальным — сложнее.
Уже упомянутая событийная незамысловатость фильма не является индульгенцией, а, напротив, требует от режиссёра дополнительной проработки каких-то деталей или нюансов. Но «Да и Да» — кино прямолинейное и, так сказать, негнущееся. Своеобразный микс очередного высказывания на тему «встретились два одиночества» и достаточно поверхностной (тут штамп на штампе) рефлексии о соре, из которого растут не ахматовские стихи, а полотна андеграундных художников. Во всём этом, безусловно, есть внушительная доля таланта и умилительной искренности, однако картина, кажется, окончательно и бесповоротно убеждает в том, что режиссёр Германика, блистательно овладев рядом кинематографических умений и навыков, вот уже которой год проговаривает одно и то же.