«Кровавый спорт» (1988)
Американский военный Фрэнк Дюкс отправляется в Гонконг на подпольный турнир по кумитэ, чтобы отдать дань уважения своему учителю — японскому мастеру Танаке. Дюкс уверенно продвигается к финалу, где его соперником будет безжалостный боец Чон Ли (абсолютно инфернальный Боло Енг), для которого ничего не стоит сделать соперника калекой на всю оставшуюся жизнь, а то и вовсе убить прямо на татами.
Первая большая работа и главная роль Ван Дамма оказалась огромной удачей — фильм стал культовым, а в Жан-Клоде разглядели потенциальную звезду лент о единоборствах. Кроме того, со временем кино стало частью легенды Фрэнка Дюкса — реально существующего мастера. «Кровавый спорт», чей сценарий фактически срисован с «Выхода Дракона» с Брюсом Ли, рассказывал о турнире, в котором Дюкс якобы на самом деле участвовал, но впоследствии выяснилось, что это не так: Фрэнк оказался Остапом Бендером мира единоборств, насочинявшим о себе красивых небылиц. Впрочем, главное в картине, конечно, не байки о Дюксе, а завораживающая пластика молодого бельгийца, который, как известно, пять лет занимался балетом. Собственно, балетный номер Жан-Клод в кульминации картины и выдал, когда ушел от смертоносного удара противника, взмыв в воздух в шпагате.
«Кикбоксер» (1989)
Чемпион по кикбоксингу Эрик Слоун вместе с младшим братом Куртом приезжают покорять Таиланд. Однако самый сильный местный боец Тонг По оказывается американцу не по зубам: злодей использует запрещенные приемы и в конце вероломно ломает сопернику хребет. Курт решает отомстить за брата и одержать верх над тайским чемпионом. Но для этого ему нужно многому научиться, в частности, рубить деревья ногами.
На первый взгляд «Кикбоксер» мало отличается от предшествующего «Кровавого спорта» и во многом следует за ним структурно и событийно. Однако сказать какой из двух культовых фильмов о единоборствах лучший — очень трудно. «Кикбоксер», впрочем, смотрится чуть более цельным, и Ван Дамм чувствует здесь себя поувереннее (он, кстати, сам поставил здесь все бои). Но зато карикатурному Мишелю Куисси весьма далеко до харизматичного злодея в исполнении Боло Енга. Несколько сцен вошли в число лучших в фильмографии Ван Дамма — гениальный танец в баре и, конечно, тренировки с мудрым тайским учителем, учащим смирению и благородству в бою.
«Самоволка» (1990)
Воин Иностранного легиона Лион Готье срывается в самоволку с базы в Северной Африке, когда узнает, что его брат в Лос-Анджелесе стал жертвой жестокой бандитской разборки. Теперь цель Лиона — помочь жене и маленькой дочке брата. Возможность раздобыть деньги подворачивается будто бы сама собой: герой начинает участвовать в подпольных гладиаторских боях.
«Самоволку» поставил Шелдон Леттич — сценарист «Кровавого спорта», чье сотрудничество с Ван Даммом продлится до начала нулевых. У Леттича получился образцово-показательный эксплотейшн, который особых лицедейских стараний, в общем-то, не подразумевал. Однако именно по «Самоволке» видно, насколько быстро растет Жан-Клод Ван Дамм как актер — в его игре то и дело проступают непривычно тонкие (для такого-то непробиваемого жанра) черты, и становится окончательно ясно, что в честных, суровых «бэшках» о единоборствах появился герой с по-настоящему человеческим, а не звериным, лицом.
«Двойной удар» (1991)
Американского бизнесмена и его жену жестоко убивают неизвестные в Гонконге. Их детям — близнецам Алексу и Чеду — чудом удается спастись, но судьба их разделяет. Один становится воспитанником местной банды контрабандистов, другой — возвращается в Америку и учится каратэ. Спустя 25 лет братья встречаются, чтобы отомстить за гибель родителей.
Ван Дамм очень любил играть близнецов («Максимальный риск»), или клонированных («Репликант»), сконструированных подобий самого себя («Универсальный солдат»). В «Двойном ударе» актер, пожалуй, впервые так явно посмеивается над собственными боевиковыми образами: каратист на шпагате из Америки и брутальный убийца из Гонконга. В фильме братья постоянно конфликтуют, смеются друг над другом, но, конечно, они помирятся. Все киногерои Ван Дамма так или иначе похожи, и это размышление о собственном амплуа, начавшееся, в «Двойном ударе» продолжится и потом, в частности, в постмодернистском «Ж.К.В.Д.».
«Универсальный солдат» (1992)
1969 год, Вьетнам. Пытаясь остановить свихнувшегося сержанта Скотта (Дольф Лундгрен), Люк Девро убивает его, но и сам погибает от ран, полученных от психопата. Спустя двадцать три года эти двое встретятся снова, будучи унисолами, «живыми мертвецами», результатами научного эксперимента. При этом стирание памяти Девро и Скотту не поможет — однажды они вспомнят о своей смертельной вражде и продолжат выяснять отношения.
Первый относительно крупный проект немца Роланда Эммериха (будущего постановщика «Дня независимости», «Послезавтра» и «2012») стремительно пролетел бы мимо кассы, если бы не Ван Дамм с Лундгреном, которым «Универсальный солдат» обязан тем, что заработал культовый статус и положил начало целой франшизе. Дольф упивается ролью злодея, изображая что-то среднее между полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня» и героем Тома Беренджера из «Взвода», а Жан-Клод, с уже привычными теплотой и легкой самоиронией, изображает хорошего парня. Остается лишь гадать, стал бы столь популярным этот «Терминатор 2» для бедных, будь на месте Ван Дамма и Лундгрена другие исполнители.
«Некуда бежать» (1993)
Беглый заключенный Сэм Джиллен скрывается от полиции на отдаленной американской ферме, владелицей которой является несчастная вдова Клайди Андерсон. Уже собираясь уезжать в поисках нового убежища, Сэм узнает, что проклятый капиталист Фрэнклин Хэйл жаждет отобрать землю у вдовы и построить там торговый центр. Беглец решает встать на сторону справедливости.
«Некуда бежать», снятый крупной студией Columbia Pictures, стал одним из самых успешных в прокате фильмов Ван Дамма. Связано это, по всей видимости, с тем, что этот фильм представляет собой типичный вестерн со всеми вытекающими. Ван Дамму понравится носить ковбойские ботинки и в будущем, например, в «Инферно», но в «Некуда бежать», конечно, все сложилось очень гладко и по-голливудски красиво. У Ван Дамма никогда не было столь же прекрасной напарницы, как Розанна Аркетт.
«Трудная мишень» (1993)
К бывшему морпеху Ченсу Будро обращается за помощью незнакомка. Она просит помочь ей разыскать пропавшего отца, но вскоре полиция обнаруживает его труп. Ченс уверен, что его смерть — не случайность, и начинает собственное расследование. Вскоре он узнает, что за всем стоит жестокая банда, использующая уличных бродяг для кровавых развлечений.
Первый голливудский фильм Джона Ву «Трудная мишень» очень удачно переложил вычурную боевиковую формулу автора на американскую почву. Под руководством мастера Ван Дамм исполняет здесь одни из самых сумасшедших сцен в своей карьере. Сначала он ловит голыми руками гремучую змею и сам кусает ее, затем, стоя (!) на движущемся на полной скорости мотоцикле, стреляет по врагам, а в финале кладет гранату прямо в штаны герою Лэнса Хенриксена. Ван Дамм и Джон Ву прекрасно поняли друг друга — боевик должен быть, прежде всего, красивым, а не реалистичным.
«Патруль времени» (1994)
В 1994-м неизвестные убивают жену полицейского Макса Уокера, который служит в спецотряде, предотвращающем преступления в прошлом (к тому времени ученые нашли способ путешествовать во времени, и преступники, разумеется, взяли это на вооружение). Спустя десятилетие Уокер выясняет, что в гибели его жены виновен сенатор МакКом (Рон Сильвер), который метит в президенты.
«Патруль времени», снятый опытным Питером Хайамсом (режиссером «Козерога 1» и «Космической одиссеи 2010»), стал одной из визитных карточек голливудского сайфай-мейнстрима 90-х. Основой для фильма послужил комикс Марка Верхейдена и Майка Ричардсона, но в куда большей степени «Патруль времени» кажется экранизацией ненаписанного романа Стивена Кинга, идею которого подсказал «королю ужасов» Филип К. Дик. В этом сайфай-антураже с налетом нуара Ван Дамм вовсе не кажется чужеродным телом — он выглядит в картине так же органично, как, например, Шварценеггер в шедевре Пола Верховена «Вспомнить все». Ну, а очередной эффектный шпагат (на этот раз спасший героя Ван Дамма от наэлектризованной лужи на полу кухни) так и просится в нарезку самых эффектных кадров за всю карьеру бельгийца.
«Уличный боец» (1994)
Полковник Уильям Гайл вместе с небольшим отрядом товарищей отправляется на спецзадание — устранить сумасшедшего диктора Байсона. Злодей восседает в закрытом городе-крепости, охраняемой армией наемников, и держит заложников, за которых требует выкуп у правительства.
Аркадный файтинг Street Fighter 2 в начале 1990-х годов был настоящим видеоигровым феноменом. Тогда экранизировать видеоигры еще казалось не такой плохой идеей, и студия Universal решила сыграть на популярности японского творения, пригласив Ван Дама на главную роль. «Уличный боец» часто называют началом заката карьеры актеры, картина хоть и окупилась в прокате, но получила разгромные отзывы. Однако здесь полно такого разудалого безумия, что трудно остаться равнодушным. У Рауля Хулиа получился очень выразительный злодей, а команда спасателей во главе с героем Ван Дамма как на подбор вычурна и прекрасна.
«Ж. К. В. Д.» (2008)
Жан-Клод Ван Дамм, вышедшая в тираж звезда боевиков, переживает не лучшие времена: долгов тьма-тьмущая, нужно платить алименты, приходится соглашаться на любые роли, в том числе в третьесортных проектах. Отправившись в родной Брюссель, чтобы выдохнуть, успокоиться и решить, как жить дальше, Жан-Клод заходит в местное почтовое отделение и внезапно становится участником ситуации с ограблением, причем пресса объявляет его организатором преступления.
«Нужно верить в то, что говоришь. Если веришь — играть легко», — сказал однажды Жан-Клод. То, что он успел наговорить про себя за те полтора часа, которые длится эта странная, смешная и грустная постмодернистская лента, по достоинству оценил великий критик Роджер Эберт:
«Ван Дамм сказал о себе наихудшее из того, что мечтали сказать о нем критики, и это выглядело шокирующей правдой». Пожалуй, так глубоко и безжалостно по отношению к себе никто из героев экшн-жанра и вправду не рефлексировал, и для Ван Дамма «Ж. К. В. Д.» стал не просто любопытным жанровым экспериментом, но и чем-то вроде исповеди.