VODный мир: на Apple TV+ вышла военная драма «Грейхаунд»

Февраль 1942 года. Американский эсминец «Грейхаунд» сопровождает конвой через всю Атлантику. Для капитана эсминца Эрнеста Краузе (Том Хэнкс) это первый переход, и он станет невероятно напряженным и опасным, когда конвой лишится поддержки авиации, а до воздушного щита с принимающей стороны останется 50 часов ходу. За это время «Грейхаунд», еще несколько эсминцев и охраняемые ими транспортные и торговые корабли подвергнутся нападению целой «волчьей стаи» немецких подводных лодок. Эсминцу Краузе придется метаться от одного судна, взывающего о помощи, к другому.

В мае этого года Apple TV+ выкупил «Грейхаунд» у Sony Pictures за $70 миллионов, и фильм, таким образом, обосновался в домах подписчиков стримингового сервиса, так и не добравшись до кинозалов. За несколько дней до премьеры Том Хэнкс даже выразил сожаление по этому поводу: по его мнению, «Грейхаунд» достоин большого экрана. Актера можно понять: для него фильм был (и, наверняка, остается) особым проектом — Хэнкс не только сыграл главную роль, но и лично адаптировал книгу британского военного историка С. С. Форестера «Добрый пастырь», легшую в основу сценария.

В отличие от Хэнкса, режиссер Аарон Шнайдер (его предыдущий полный метр, «Похороните меня заживо», вышел аж 11 лет назад) отнесся к «Грейхаунду» проще, но при этом, в каком-то смысле, умудрился обмануть зрительские ожидания (что далеко не всегда — плохо). Если до выхода «Грейхаунд» представлялся уважительным приветом классическим военно-морским драмам вроде «Жестокого моря», то на деле почти с первых же минут оказался экшн-триллером с такой плотностью событий, что некогда перевести дух. Короткий фильм продолжительностью всего полтора часа (а за вычетом титров — и того меньше) с первого же батального эпизода больше напоминает экранизацию компьютерной игры, чем размеренную героическую драму о военных моряках, в которой находится место и время для пространной сухопутной экспозиции, а для развития персонажей и конфликтов служат эпизоды между боями. «Грейхаунд» не таков: чтобы получить представление об Эрни Краузе как о человеке, хватило всего одного флэшбека, а все конфликты внутри сурового мужского коллектива исчерпываются дракой двух матросов, к тому же оставшейся за кадром.

кадр из фильма

кадр из фильма

Об эстетике и условностях видеоигр напоминают здесь и почти постоянное использование графики (все морские бои, разумеется, нарисованы на компьютере), и безликий, инфернальный образ врага, время от времени прорывающегося в радиоэфир с издевательскими репликами в адрес экипажа «Грейхаунда». Во имя темпа и саспенса Шнайдер отсекает все, что кажется ему лишним: здесь нет диалогов на отвлеченные темы, нет длиннот с морскими пейзажами — лишь раз камера стремительно взмывает в заоблачные выси и задерживается на северном сиянии, будто напоминая, что над очередной смертельной схваткой маленьких людишек есть нечто вечное, надмирное. Этот почти толстовский момент отстранения (чем не небо Аустерлица?) удачно рифмуется с набожностью Краузе, который в битве с субмаринами будто бы ищет искупления за некие грехи (мы так и не узнаем, за какие именно), а пытаясь заморить червячка между нападениями подлодок, успевает лишь помолиться перед едой. (Порой кажется, что «Грейхаунд» — прежде всего история о том, как капитан американского эсминца двое суток безуспешно пытается поесть.) Сценарий тоже не радует откровениями — во всяком случае, фильм Шнайдера лишен драматургического изящества «Дюнкерка», онейричности прошлогоднего «1917» (который, правда, тоже смахивает на военный шутер), виртуозного перехода от эпического к личному, как в «Спасти рядового Райана» с тем же Хэнксом.

Зато те мелкие детали, что выжили на монтажном столе, работают отлично: и тот самый флэшбек с Краузе и его невестой Эвелин (Элизабет Шу), и эпизодическая роль чернокожего кока Кливленда (Роб Морган), демонстрирующая отношения капитана с командой. А в ходе экстренного телефонного рапорта о текущей обстановке старпом Коул (Стивен Грэм) успевает процитировать Евангелие от Иоанна, добавляя еще один штрих к общей картине, где расклад сил и характер изображения врага недвусмысленно намекают: «Грейхаунд» — не просто батальная история времен Второй мировой, а эпизод Армагеддона.

Поделиться