На этой неделе в прокат вышел новый фильм Дэвида О. Рассела «Афера по-американски» и об этом по традиции хочется сказать несколько слов. «Афера» повествует об операции ФБР по поимке высокопоставленных конгрессменов (хотя изначально ловили рыбёшку помельче), согласившихся лоббировать интересы криминальных структур в строительном и не только бизнесе. Что характерно, картина не только основана на реальных событиях, но и снабжена важной приставкой ретро-, что для убеждённого певца современности Рассела было в новинку. Этот аспект — пускай не главный, но важный — автоматически формулировал одну из главных интриг, применительно к режиссёрскому почерку, «Аферы». Сдюжит Дэвид или нет. Дэвид не просто сдюжил, а превратил многочисленные ретро-детали в совершенно самодостаточную институцию, которой можно наслаждаться безотносительно сюжета.
При этом где-то до середины фильм переваливается с бока на бок, поскрипывает и едва не глохнет на подъёмах. Остаётся смотреть на залысины
Бейла, химзавивку
Купера и бездонное декольте
Адамс. Рассел, строго говоря, работает по старым черновикам, насвистывая одну и ту же мелодию, потихоньку электризуя воздух. Зато, когда все карты будущего пасьянса разложены, начинается магия. Хочется пританцовывать с героями на дискотеке под «I Feel Love» Донны Саммер и затянуть «Delilah» Тома Джонса. В отличие от того же «
Бойца», где режиссёр мгновенно погружает в созданную вселенную, в «Афере» имеет место прикормка, разведка боем.
Актёрские работы — на загляденье. И если в «
Августе» драматургия
Трейси Леттса и игра
Мэрил Стрип полностью затмили режиссёра
Уэллса, которого там не видно и не слышно, то в «Афере» всё лицедейское великолепие контролирует Рассел, крепко держащий дирижёрскую палочку. Особенно стоит отметить роль выдающегося стенд-ап комика
Луиса С. К. и шедевральную пятиминутку
Роберта Де Ниро. А уж основная пятёрка — Бейл, Купер, Адамс,
Реннер,
Лоуренс — демонстрирует высочайший уровень своего ремесла. Хочется всем дать «Оскары», обнять и расцеловать. (Ну, положим, Бейла, Купера и Реннера просто обнять, а Адамс и Лоуренс обязательно расцеловать).
В «
Silver Linings Playbook» чувствовался какой-то режиссёрский самоповтор относительно «Бойца». Такое талантливое топтание на месте, когда всё хорошо, но без прогресса, без творческого сверхусилия. В «Афере» же хорошо абсолютно всё. Рассел, что называется, смазал детали и умчался вдаль. В очередной раз. Вообще, следить за ним сейчас категорически интересно. На наших глазах происходит не частая, на самом деле, история. Талантливейший indie-режиссёр, все 90-е собиравший с миру по нитке (на «
Трёх королей», правда, много денег дали, о чём потом и пожалели), в одночасье превратился в фаворита и любимца Киноакадемии, при этом (и именно это важно и существенно) не отступив от своих методов работы. Не прогнулся, не сломался, не заигрывает, не юлит. Гнёт свою линию и улыбается в 32 зуба.
И главное. По-прежнему непонятно, как он всю эту красоту в кадре наводит, как фирменную — расселовскую — атмосферу создаёт. Чем дольше ответ на этот вопрос будет ускользать от зрителя, тем лучше.