«Заплатите Ведьмаку»: каким получился фэнтези-сериал от Netflix

В жанре фэнтези-литературы «Ведьмак» поляка Анджея Сапковского считается весьма важным произведением, которое переписало множество канонов и правил, заложенных Толкином и другими классиками. Прежде всего, автор черпал вдохновение из реальных событий гораздо в большей степени, чем из мифологии и фольклора, и рисовал свой мир с значительной долей мрачной реалистичности. Как правило, однозначно хороших персонажей во вселенной «Ведьмака» нет, и славных героев, отправляющихся совершить праведный подвиг, во всяком случае, ждет поражение или смерть. Многие идеи Сапковского, так или иначе, можно встретить и в «Игре престолов», только доведены они, пожалуй, до чуть более совершенной формы, да и работает с персонажами Мартин куда более глубже и строже.

И мотив Netflix выпустить «Ведьмака» в год окончания сериала «Игра престолов» вполне очевиден — необходимо переманить аудиторию, тем более огорченную слабоватым финалом саги о драконах и бастардах, к себе. Миры обоих сериалов и правда очень похожи: государства раздирают войны, кругом царит нетерпимость, магия внушает ужас и недоверие, а жизнь среднего гражданина длится сравнительно недолго. Впрочем, нужно признать, что в «Ведьмаке» куда больше чисто фэнтезийных атрибутов, это заметно даже по широкому бестиарию и разновидности различных зелий, проклятий и прочего волшебства. Сюжет здесь тоже чуть более героический, и, хотя ведьмак Геральт личность пока в сериале не слишком определенная, благородства ему не занимать, и он до последнего готов хранить честь и кодекс правил своего клана.

кадр из фильма

кадр из фильма

Сюжетосложение Сапковского, разделенное на семь ощутимых по объему томов и еще горсть отдельных рассказов, довольно путанное, и перед сценаристами сериала стояла задача в чем-то потруднее, чем перед Бениоффом и Уайссом. Весомую часть истории Геральта занимают политические интриги, описания придворных заговоров и чародейских уловок, в которых сам ведьмак далеко не всегда играет важную роль. Кроме того, законы фэнтезийного мира «Ведьмака» тоже раскрываются очень постепенно и витеваето. И сериалу эта путаница передалась во всех отношениях: на протяжении первых эпизодов довольно трудно понять, что, собственно, происходит. Сценаристы пытаются удержать внимание зрителя простейшими сюжетными ходами, давая понять, что первый сезон в целом будет рассказывать о том, как все три героя — Геральт (Генри Кавилл), Цири (Фрейя Аллан) и Йеннифер (Аня Чалотра)— встретятся и уже вместе столкнутся с глобальным злом в лице фанатиком-милитаристов Нильфгаарда.

В деталях же правила мира и предысторию авторы «Ведьмака» дают очень скупо и нехотя. О том же Нильфгаарде подано крайне мало информации, а уж о традициях и ритуалах, вроде «Права неожиданности» или тех, что проводят в чародейской школе, могли бы пояснить повнятнее. Все эти умолчания и недосказанности усугубляет скачущее повествование сериала, создатели никак не обозначают то, что действие происходит одновременно в разных временах, или то, сколько вообще лет прошло с тех или иных событий. Поэтому, например, перемены в характере и поведении Йеннифер, мягко говоря, приводят в недоумение. Впрочем, в финале что-то все-таки у «Ведьмака» складывается, общая картина сезона в голове приобретает более понятные черты, и это, в случае экранизации столь сложносочиненного первоисточника, уже победа.

кадр из фильма

кадр из фильма

Гораздо больше проблем у сериала с актерами и действующими лицами. Что Генри Кавилл — не самый талантливый артист было понятно еще по «Человеку из стали», и в «Ведьмаке» это стало еще нагляднее. Конечно, его харизма и недюжинная физическая форма хорошо подходят персонажу, но именно «играть» ему явно тяжеловато: местами драматические способности Кавилла заставляют улыбнуться. Впрочем, смотрится он куда лучше большинства актеров сериала, в частности чародейки Трисс, лесных дриад и эльфа, помогающего Цири (симпатичная Фрейя Аллан, к слову, выгодно отличается среди других) сбежать от преследователей. Слабоватая и малоубедительная игра подчеркивается и довольно дешевым реквизитом, который местами заметно портит впечатление. Создатели «Ведьмака» явно очень экономили во время съемок, и ровно поэтому здесь так мало битв непосредственно с чудовищами, а те что есть — очень страдают от плохого CGI.

Но если закрыть глаза на недочеты и не терять надежду, что во втором сезоне графика и экшн будут поставлены на более высоком уровне, то «Ведьмак» скорее удался, чем нет. Не стоит, впрочем, ждать от него вторую «Игру престолов», куда больше он напоминает фэнтези-сериалы 1990-х — недалекие с художественной точки зрения, но уловившие дух геройства и волшебства. Смотреть «Ведьмака» отчего-то весело и интересно, даже несмотря на частую монотонность и рваное повествование. Наверное, дело в том, что именно таких невзыскательных приключений про драконов, эльфов и гномов осталось совсем мало. И в этом смысле у «Ведьмака» потенциально большое будущее.

Поделиться