Прошло 16 месяцев с тех пор, как команда людей-пауков из разных вселенных уничтожила коллайдер Кингпина. Майлз Моралес (Шамеик Мур) по-прежнему спасает людей, познает тяготы двойной жизни, обзаводится заклятым врагом (Джейсон Шварцман) и тоскует по своим друзьям, связь с которыми, кажется, оборвана навсегда. Вскоре у него появляется возможность покинуть родной Бруклин и познакомиться со всеми видами «паучков» из бесконечного множества миров. Однако жизнь среди друзей может оказаться гораздо страшнее, чем в окружении врагов.
Визуально «Паутина вселенных» придерживается фарватера первого анимационного фильма об отважном школьнике-арахнопоиде. Комиксовых выносок, стилизаций, меташуток и мемов стало еще больше, как и оттенков розового и фиолетового. Подросли и экшен-сцены — технически, эстетически и буквально: 10-минутным сражениям могут позавидовать не только кинокомиксы, но и гонконгские боевики 1980-х. Однако после «Человека-паука: Через вселенные» такой подход был ожидаем: пульс интриги наиболее силен там, где нет масок и героических покровов.
«Человек-паук» обречен повторять бесконечный спарринг с темой взросления, и за десятки лет личностные изменения протагониста (будь то Майлз Моралес, Питер Паркер, Гвен Стейси или Мэй Рейли) превратились в показательное выступление, набившее оскомину и создателям, и зрителям. «Нет пути домой» обошелся вовсе без демонстрации укуса, гибели дяди Бена и библейского «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». В «Через вселенные» режиссерское трио не стало закрывать глаза на тривиальное прошлое, но изрядно над ним постебалось. Судьба дяди Аарона (Махершала Али), хоть и задрапирована классической драмой, но обладает ограниченной эмпатической силой: тяжело всплескивать руками и убедительно ахать над заранее вырытыми реквизитными могилами.
Отказаться от истории взросления сиквел не может: не позволяют ни возраст Моралеса, ни канон. А любое взросление в художественном произведении становится возможным, лишь когда распускаются цветы личной психологической травмы. Следовательно, постановщикам и сценаристам требуется уводить историю еще дальше, а конфликты — еще глубже.
На драматургических перекрестках «Паутина вселенных» замахивается на объединяющую миссию — помирить бумеров и зумеров. Майлз, как и любой подросток, оставляет родителей ради поисков собственного пути. Старшие Моралесы не в силах понять проблем собственного чада, но, в отличие от многих вымышленных предков, способны оставить не только токсичные бомбы замедленного действия, но и действительно важные послания: куда бы Человека-паука ни занесла супергеройская стезя или взбалмошная рука художника, у него всегда будет место, которое можно назвать домом. Майлз тем временем плетет свою судьбу в далеких уголках вселенной и строит первые отношения.
На поверку оказывается, что мир, который Моралес выбрал себе сам, таит большее зло, чем самые темные закоулки знакомого Бруклина. И выбраться из него без потерь не получится. Упомянутое же взросление Майлза происходит не на пути вперед, как у иных персонажей, а во время возвращения домой — через разочарование, предательство и моральные дилеммы, то есть классические атрибуты взрослого.
Здесь же кроется и основной недостаток «Паутины вселенных»: 140-минутное путешествие Человека-паука прерывается на самой середине, по аналогии с последними «Миссией невыполнима» и «Форсажем». Перспектива дожидаться развязки еще год — гораздо хуже, чем антракт, рассекающий надвое четырехчасовой пеплум в 1960-е. Быть может, голос Оскара Айзека не врал: не каждый канон можно разрушить без последствий. С другой стороны, пока анимационной франшизе удается плести самую интересную паутину среди всех наследников Арахны, небольшая асимметрия — пустяк.