Рецензия на мультфильм «ЧЕРЕПАШКИ-НИНДЗЯ: ПОГРОМ МУТАНТОВ»

В нью-йоркской канализации тайно живут четверо необычных тинейджеров: Леонардо (Николас Канту), Рафаэль (Брэйди Нун), Микеланджело (Шеймон Браун-мл.) и Донателло (Мика Эбби). Все они — молодые антропоморфные черепахи, а надзор над ними ведет Сплинтер (Джеки Чан), бывший крыс, боящийся и ненавидящий людей. Своим «детям» он строго-настрого наказал не общаться с человеками, а на случай, если все же придется столкнуться с их представителями, научил юных рептилий искусству ниндзюцу. Вот только черепашки — совсем еще подростки и грезят о простых школьных радостях: тусоваться с друзьями, обсуждать аниме и кинокомиксы, отправиться на свидание и сходить с девушкой на выпускной.

В российской локализации Teenage Mutant Ninja Turtles давно и прочно закрепились как «Черепашки-ниндзя». Квартет поглощающих пиццу ниндзя в панцирях магическим образом объединяет поколения, родившиеся в разные десятилетия и на разных континентах, в единую, скрепленную ностальгией аудитории. Будь то вкладыши от жвачки, экшен-фигурки, мультсериалы, комиксы или битемапы (как для винтажных 8- и 16-битных консолей, так и современные творения) — на все это обязательно находится спрос. И непременно с криками восторга — такая вот сила.

Однако за всей этой радостной кавабангой один важный момент из перевода выпадает — Teenage. Важный, в первую очередь, для нового мультипликационного фильма. В эпицентре сюжета — не столько борьба со злодеями во имя Луны (хотя и без этого не обойтись), сколько драма взросления. Диалоги пестрят кринжовыми шутками, которые можно услышать в раздевалке предвыпускного класса. А в анимации на самом видном месте красуются скетчевые штрихи и намеренные недоработки: рисовать как 15-летний — не просто фишка, а выверенный и согласованный арт-дирекшен. Тут следует сказать спасибо паучьему «Через вселенные», который показал, что зарабатывать прибыль и награды можно не только фотореалистичным CGI, но и стилизацией под концепт-арты.

кадр из фильма

кадр из фильма

Как бы то ни было, черепахи с нами уже давно, и за десятилетия борьбы со Шреддером, Крэнгом, кланом Фут и десятками разнообразных анималистичных плохишей как-то подзабылось, что ниндзя-то — подростки. Что им хочется снимать на смартфон всякие глупости, тусоваться в драйв-инах и на концертах Адель, участвовать в школьных постановках и прожигать молодость в месте, которое чуть повеселее и колоритнее, чем канализация Большого Яблока. Как оказалось, американские горки пубертата и драма взросления потрясающе сидят на зеленых рептилиях: нарочито подчеркнутые характерные черты героев обрели логику, бесконечные поп-культурные отсылки стали смотреться осмысленнее, а поведение персонажей больше не ограничено скотской геройской статью.

На этот базис трио Роген/Голдберг/Роу ожидаемо положило темы подросткового одиночества и жажды принятия. Черепахи — фрики по определению: человечество не готово терпеть нечто отличное от себя, но еще менее толерантно к тому, что на него похоже, но не идентично. Эйприл О’Нил (Айо Эдебири) же отыгрывает несгибаемого школьного лузера. По той же дороге изгоев идут и номинальные антагонисты — такие же фрики и ауткасты, с той лишь разницей, что вместо консервативного, строгого, но любящего отца им достался абьюзивный брат с поп-ницшеанскими замашками, без остатка впитавший людскую ксенофобию.

кадр из фильма

кадр из фильма

Простое очарование (или очаровательную простоту?) идеи подтачивает фальшь создателей — этакий налет искусственности, частенько возникающий, когда прогорклые мужики за 40, не понаслышке знакомые с тонометром, атараксом и кризисом среднего возраста, рассказывают о проблемах молодежи. Возраст здесь — условие необязательное: у Simple Plan и Local H получалось достоверно передать эмоциональный подростковый вайб. Джефф Роу и Кайлер Спирс переборщили с упрощением и унификацией, закрыв драму мутантов сомнительными выводами. Начавшаяся за здравие история взросления превращается в безальтернативную закономерность «если очень стараться, тебя обязательно примут как своего». И это в Америке, где культура лузеров годами занимала верхушки чартов! Раз уж заговорили про чарты, стоит кинуть коробкой из-под пиццы в Трента Резнора и Аттикуса Росса: музыканты в очередной раз достали из закромов старые электронные лупы и выдали за полноценный саундтрек.

Расплескивающиеся впечатления от мультфильма спасают озвучка и анимация. Ведущие актеры так живо взаимодествуют друг с другом, что, глядя на них, даже Сет Роген старается, хотя за микрофоном он любит похалтурить («Супербратья Марио» не дадут соврать). Что касается визуала, то выбранный стиль — пожалуй, самое красивое, что случалось с франшизой за долгое время. Да, выросшим на мультсериале 1987-го олдам будет трудновато объяснить, почему Донателло любит «Атаку титанов» и носит худи с «ДжоДжо», но жареные гвозди и панцирь как рубашки — больше не тренд, тут уже лет 20 как пора смириться. Пока же «Погром мутантов» кажется не идеальным, но достаточно ярким звеном в ностальгической цепи, связывающей маленького Сета Рогана с новым поколением зрителей.

Поделиться