Рецензия на «Хардкор» Ильи Найшуллера

В мировой прокат выходит «Хардкор» – полтора часа самого безумного экшна, когда-либо происходившего на улицах Москвы. Проект продюсера Тимура Бекмамбетова и режиссера Ильи Найшуллера полностью снят от первого лица.

Итак, тебя зовут Генри. Так, по крайней мере, говорит Эстель (Хейли Беннетт) – миловидная девушка в халате, которая привинчивает тебе механические руку и ногу. Сам ты ничего не помнишь – только смутный кусок из детства, как над тобой издевались соседские мальчишки. Ты терпел, а отец (Тим Рот) брезгливо назвал тебя за это «мелким ссыклом».

Еще Эстель рассказывает, что она твоя жена, и ты едва выжил после схватки с телепатом-альбиносом Аканом (Данила Козловский). У тебя еще много вопросов, но задать ты их не можешь – нет речевого модуля, также как и нет времени. В лабораторию вдруг врывается тот самый Акан и забирает Эстель. Тебе нужно вернуть ее во что бы то ни стало – она единственная путеводная нить в этой истории. К счастью, ты не одинок в своем походе – тебе вызывается помочь странный парень Джимми (Шарлто Копли), который прекрасно умеет убивать, хотя еще лучше у него получается умирать, а потом воскресать.

Название не обманывает – в этом фильме действительно все будет по хардкору. Самое незамутненное удовольствие от него получат именно геймеры – Найшуллер даже чересчур дотошно перенес на большой экран «эстетику» шутера от первого лица. Море крови и полуголых женщин, невероятное количество лихо поставленного экшна, снятого на GoPro актером Андреем Дементьевым и трейсером Сергеем Валяевым – и безо всякого 3D эффект присутствия заставляет чувствовать себя как на «американских горках». Поэтому людям со слабым желудком лучше подумать дважды перед походом в кинотеатр.

«Хардкор» и есть, прежде всего, аттракцион – он воздействует прямо на чувства и ощущения, минуя голову. Сама история здесь достаточно простая, опять же унаследованная от компьютерных игр – поход Генри против Акана строится как ряд миссий, которые ему подкидывает «вечно живой» Джимми. К слову, Шарлто Копли отрывается на полную катушку и играет сразу 10 разноплановых ролей – от задрота в очках до «полковника Второй мировой».

Значительная часть действия происходит на фоне достопримечательностей Москвы – Генри (то есть зритель) забирается по стене на «высотку» на Котельнической набережной, устраивает погоню по верху Андреевского моста, разносит в пылу драки палатки на Старом Арбате, попутно выкашивая творческую элиту города: например, перерезает глотку Кириллу Серебренникову, а Сергею Шнурову едва не отрывает нос плоскогубцами. Больше всего, конечно, достается главному злодею Акану – в финале неузнаваемый Данила Козловский, ставший длинноволосым блондином, не досчитается одной части тела.

За всей этой бессмысленной и беспощадной каруселью скрываются очевидные поиски нового киноязыка, адекватного эпохе. Для продюсера Тимура Бекмамбетова это уже второй подобный опыт после десктоп-хоррора «Убрать из друзей». «Хардкор» – конечно, не первый фильм, снятый от первого лица (к некоторым предшественникам авторы даже расставили едва заметные отсылки), но, наверное, единственный, где предпринята попытка пересмотреть негласные законы кино. 

Если почти все когда-либо снятые фильмы превращают нас в незримых свидетелей чужой жизни, то «Хардкор» предлагает стать ее участником. Как говорит сам режиссер, киборг Генри – это лишь оболочка, аватар для зрителя. У него почти нет биографии, нет памяти и возможности говорить, и потому несложно примерить на себя эту маску и на полтора часа стать кем-то другим. Более сильным, ловким, способным выпутаться из любой экстремальной ситуации. Этот мотив поиска иного жизненного опыта является ключевым и для еще одного персонажа – Джимми, однако об этом лучше пока не распространяться, иначе не избежать спойлеров. 

Все это делает режиссерский дебют Ильи Найшуллера чем-то большим, чем экспериментальным боевиком. Конечно, благодаря изобретательному экшну «Хардкор» уже застолбил себе место в истории нашего (как минимум) кино и открыл режиссеру двери в Голливуд, но на самом деле все могло быть еще круче. К сожалению, экшна здесь настолько много, что прочие умные находки и реформаторские амбиции создателей тонут неизбежно и безнадежно в этом море крови.

Поделиться