Рецензия на фильм «ЛУНА»

В 2029 году Южная Корея запускает космический корабль с тремя астронавтами на Луну. К несчастью, непредвиденная вспышка на Солнце приводит к серьезному техническому сбою. В живых остается лишь один член экипажа, неопытный Хван Сен-ву (То Гён-су). Корейские и американские космические силы объединяются, чтобы спасти его. Однако им не справиться без Ким Дже-гука (Соль Гён-гу), бывшего директора лунной программы, оставившего должность после трагической гибели экипажа предыдущей экспедиции. Узнав, что Хван Сен-ву — сын одного из погибших астронавтов, Ким Дже-гук решает во что бы то ни стало доставить мальчика домой.

В последние годы Южная Корея активно и успешно осваивает космос. Фильм «Луна» режиссера Ким Ён-хва, снят, очевидно, на волне звездного энтузиазма и проникнут патриотизмом. В этом смысле картина наследует голливудским космическим фильмам-катастрофам из 1990-х, и недаром NASA играет в сюжете весомую роль. Однако корейцы, как водится, доводят жанровые условности до предела: как по части экшна и фантастики, так и по градусу сентиментальности.

Как и многие фильмы о спасении экипажа космического корабля, попавшего в беду, действие «Луны» разворачивается одновременно на Земле и в звездном пространстве. В командном центре инженеры, чиновники и военные эмоционально переживают за астронавта, следя за ним на огромном экране. Следуя их советам и указаниям, Хван Сен-ву борется за жизнь, преодолевая все новые препятствия, в том числе метеоритный дождь. В какой-то момент астронавт достигает поверхности Луны, и здесь фильм начинает больше напоминать «Марсианина» Ридли Скотта. Хван Сен-ву, конечно, не выращивает картошку, однако тоже вынужден в одиночестве ожидать помощи от землян.

кадр из фильма

кадр из фильма

Несмотря на знакомый сюжет с предсказуемым концом, «Луну» смотреть интересно — благодаря корейской склонности к гиперболизации и смешению жанров и стилей. Режиссер Ким Ён-хва для создания эффекта достоверности добавил в фильм сцены, имитирующие документальную хронику и интервью, а также выпуски новостей и ток-шоу. В то же время приключения одинокого астронавта на Луне, как и вся история его спасения, выглядят уж слишком фантастично даже по меркам фильмов о космосе. Если тот же «Марсианин» делал все, чтобы события выглядели научно и правдоподобно, корейцы в «Луне» не стесняются таких вычурных сцен, как гонки по лунной орбите на багги посреди метеоритного шторма.

Сильны в «Луне» сюжетные мотивы морального долга и искупления вины, довольно распространенные для корейских фильмов. Главные герои так или иначе связаны прошедшей трагедией — гибелью астронавтов первой лунной экспедиции. Хван Сен-ву не доверяет бывшему директору, которого он винит в смерти своего отца, участника прошлого полета. Ким Дже-гук же видит в спасении молодого астронавта способ избавиться от боли и чувства вины за произошедшее. Долг перед страной окончить лунную миссию тем не менее объединяет их, заставляя забыть былые распри. Возникают в «Луне» и отрицательные персонажи, которых представляют чиновники разных мастей, заинтересованные лишь в финансах и общественном мнении, а не в реальном спасении жизни затерянного на Луне астронавта. Хотя, в сущности, конфликты в фильмы не выходят за грань «борьбы хорошего с лучшим». «Луна» удерживает зрителя саспенсом, нагнетает напряжение вокруг опасностей, с которыми сталкивается одинокий астронавт.

Что по-настоящему утомляет в «Луне», так это ее патриотический и сентиментальный задор. Сцены с корейскими флагами, развевающимися под драматическую музыку, клятвами перед родиной и обществом, горькие слезы на скафандрах — всего этого в фильме через край. Однако ровно это сближает корейский фильм с отечественной кинотрадицией. Ведь «Луна» — не что иное, как типичная производственная драма со всеми характерными типажами: от продажного чиновника до самоотверженного правдоруба инженера. Да и сходства с российскими «Салют-7», «Время первых» и даже недавним «Вызовом» тоже очень даже бросаются в глаза. «Луна» органично вписывается в эту линейку фильмов о том, что космос — это ад, из которого человеку надо поскорее выбираться назад: домой, к семье и родному флагу.

Поделиться