Титан Танос (Джош Бролин) сумел собрать Камни Бесконечности и уничтожить половину вселенной щелчком пальцев. Несмотря на все старания, Мстители проиграли эту битву — и теперь им придется жить в мире, к которому невозможно привыкнуть. Или же нет: вернувшийся из квантового мира Скотт Лэнг (Пол Радд), кажется, придумал решение. Теперь у защитников Земли появился второй шанс — на искупление и возврат мира к прежнему состоянию. Мстителям нечего терять, и они готовы вновь вступить в бой и в этот раз победить. Любой ценой.
«Мстители: Финал» готов стать одним из крупнейших фильмов десятилетия и не только: такого размаха событий не было давно (если было вообще), да и ожидания превышают все мыслимые пределы. Конец эпохи, конец оригинальному составу Мстителей, конец многих контрактов актеров — что и говорить, «Финал» явно претендует на звание грандиознейшего события в мире кинокомиксов и современного кино вообще. Под таким грузом как никогда легко ошибиться и сделать неверный шаг — и, кажется, без таковых не обошлось и здесь.
Но не будем забегать вперед. Первое, о чем стоит поговорить — это масштаб: «Финал» в этом смысле обгоняет даже «Войну бесконечности», полную батальных сцен с участием десятков супергероев. На этот раз соберут вообще всех: как хорошо знакомых героев, так и подзабытых персонажей второго плана. Финальное побоище смотрится эпично даже на фоне предшественника — а это уже говорит немало. Правда, масштаб картины достигает настолько циклопических размеров, что происходящее начинает напоминать своеобразную чехарду: многим героям в лучшем случае уделят по паре секунд экранного времени.
Как и в «Войне Бесконечности», в «Финале» многие герои претерпят изменения: что-то Marvel успели показать в трейлерах, что-то постарались придержать в секрете. Всему оригинальному составу предстоит пережить немало откровений, да и некоторым новичкам достанется. По всему фильму раскиданы как очевидные, так и более тонкие отсылки к предыдущим картинам франшизы, и местами фильм превращается в фестиваль фан-сервиса — успевай только восторгаться очередному яркому воспоминанию из прошлого. Минусом это не назвать: все же на экране по задумке происходит финал — самое время вспомнить, что происходило раньше и попрощаться с более чем десятилетней историей киновселенной.
И вот тут-то и кроется одна из главных проблем: показанное не тянет на гордое звание финала. Местный сюжетный поворот, помогающий героям вернуть все вспять, является практически «Богом из машины»: задачка решается с полпинка, проблемы уходят на задний план, уступая дорогу фан-сервису. Если в «Войне бесконечности» чувствовались неотвратимость и обреченность, то здесь остаются только недоумение и удивление: если один раз все это смогли провернуть, значит, можно и второй? А может, так и раньше можно было?
Действия героев, как всегда, вызывают вопросы, а сам фильм разваливается на несколько неравных частей (еще бы — с таким-то хронометражом!). Финал — столь громкий по заявке, который писать нужно с большой буквы — ощущается как своего рода пауза, не более. Даже на новое начало не тянет, в отличие от предыдущей картины.
Самая же явная проблема фильма кроется в том, что само название уже является спойлером: никто не может даже допустить, что Мстители проиграют, Танос победит, а мир останется в руинах. Если уж это конечная точка, то победа будет «за нами», зло будет повержено, а герои вновь принесут мир — с какими-то жертвами, но все же. Жертв же по большей части можно предугадать по тому, что говорят актеры о своих контрактах, а победителей — по уже анонсированным фильмам и сериалам. В таких условиях все разговоры про секретность и спойлеры звучат как-то смехотворно — хотя в сюжете все же найдется пара неожиданных поворотов, которые могут вернуть интерес зрителей.
«Мстители: Финал» — это не точка, а многоточие: от остальных картин киновселенной ее отличает не столь уж многое, да и поистине эмоционального прощания как-то не вышло. Авторы старательно давят слезы, но из-за масштаба трагедии большая часть героев превратилась в болванчиков, в лучшем случае исполняющих какую-то функцию — а то и вовсе появляющихся на экране ради эффектной позы и собственной фигурки в каталоге мерча. Когда-нибудь фильмы Marvel будут идти на рискованные шаги — но это явно не тот случай.