Рецензия на фильм «ОСТАВЛЕННЫЕ»

1970 год. Перед Рождеством студенты и преподаватели престижной подготовительной школы уезжают по домам, чтобы провести каникулы с семьей. Те же, кому некуда уезжать, остаются на праздники в стенах школы. Среди несчастливцев — ворчливый и одинокий учитель истории мистер Ханэм (Пол Джаматти), чернокожая школьная повариха Мэри (Давайн Джой Рэндольф) и студент, бунтарь без причины Ангус Талли (Доминик Сесса). Каждый из них уверен, что впереди их ждут худшие рождественские каникулы в их жизни. Но все изменится, когда они узнают друг друга получше.

Режиссер Александр Пэйн — специалист по мужскому кризису среднего возраста в кино. Его картины «О Шмидте», «На обочине» и «Небраска» лирично и изобретательно рассказывали о разочаровании взрослых американцев в себе и окружающем мире. После откровенно не получившейся фантастики «Короче», где режиссер замахнулся рассказать сразу обо всем, включая экологический кризис и проблемы беженцев, Пэйн вернулся к маленькой интимной истории о простых людях, на этот раз запертых в школе посреди заснеженных американских холмов. В «Оставленных» постановщик не просто вернулся в форму — его фильм вполне заслуживает стать новой новогодней классикой.

Действие «Оставленных» разворачивается в пустых залах школы и ее заснеженных окрестностях, где одиноко бродят ученики, которым негде праздновать Рождество. Их ссоры, диалоги и внутренние переживания отчасти напоминают «Клуб "Завтрак"», но это ощущение обманчивое, потому что волею судеб отец одного из «оставленных» забирает всех детей с собой в горы кататься на лыжах. Всех, кроме одного, Ангуса Талли, мечтавшего на праздниках только об одном — повидать своего отца, пациента психбольницы в Бостоне.

кадр из фильма

кадр из фильма

Но главным героем в фильме все-таки выступают не дети, а их преподаватель. Этого неказистого, дурно пахнущего и изрядно пьющего знатока древней истории в школе ненавидят все без исключения. Мистер Ханэм не дает спуску студентам, а коллег считает паршивыми мещанами, ничего не смыслящими в науке и образовании. Директор школы, бывший учений Ханэма, относится к учителю с усталым пониманием. Но, поскольку тот завалил на экзамене сына одного из меценатов школы, ему пришлось наказать историка, оставив того без каникул.

Учитель истории, которого безупречно сыграл Пол Джаматти, подобно диккенсовскому Скруджу, по ходу истории добреет. Дерзкий и несносный студент Талли, чувствующий себя брошенным и не нужным собственной матери, пробуждает в Ханэме сочувствие и жалость. Если мальчишку еще раз исключат из школы, он попадет в военное училище, а оттуда — прямиком во Вьетнам. Одинокий Ханэм проявляет к парню отцовские чувства, отчасти видя в нем себя молодого. Помощь бедовому Талли — первый человеческий поступок историка за много лет прозябания у школьной доски. Джаматти и молодой актер Доминик Сесса прекрасно изображают конфликт ученика и учителя и эволюцию их отношений: от неприязни до сочувствия.

кадр из фильма

кадр из фильма

Третьем невольным оставленным на каникулах в школе является повариха Мэри, недавно потерявшая сына, мобилизованного на войну. Через ее горе Пэйн иллюстрирует объемную картину социального неравенства: ее сын был единственным, кого призвали во Вьетнам из всех студентов престижной школы, потому что он черный, а его мать — простая школьная повариха. Социальный бэкграунд подается Пэйном не случайно и не для галочки. Мир элиты, богатых студентов, поступающих в Принстон и Гарвард, как бы вытесняет таких вот «оставленных» по разным причинам людей, как Ханэм, Талли и Мэри. Кто-то слишком много рефлексирует, кто-то не играет по общим правилам, а кто-то просто не того цвета кожи. Непохожие друг на друга, эти аутсайдеры сближаются, и накануне Рождества начинают лучше понимать смысл того, что такое человечность и добро.

«Оставленные» — красивая рождественская история о благородных бунтарях, бросающих вызов обществу только тем, что они остаются людьми; история о том, как сохранить себя в мире непробиваемых иерархий и конформизма. Сентиментальный и лиричный финал картины Пэйна (чем-то даже напоминающий «Общество мертвых поэтов») показывает, как много стоит поступок, совершенный ради другого человека, в этой системе социальных координат. Любопытно, что в данном случае это означает соврать, потому что правда может только навредить. Этот бунт, в общем, и не выходит наружу, его никто не слышит и даже не замечает — он остается лишь между героями, и в конце концов их маленькая тайна помогает им выжить и стать сильнее.

Поделиться