В жизни фармацевтического магната Родерика Ашера (Брюс Гринвуд) происходит череда семейных трагедий. За несколько недель при очень разных — и неизменно жутких — обстоятельствах погибают все шестеро детей Ашера, а процветающий бизнес оказывается на грани краха. Убитый горем магнат, долгие годы подозреваемый в незаконных операциях, назначает встречу прокурору Огюсту Дюпену (Карл Ламбли), обещая сознаться во всех преступлениях. В ходе встречи Родерик подробно рассказывает о том, как умирали члены его семьи, и постепенно Дюпен понимает, что в падении дома Ашеров не обошлось без вмешательства потусторонних сил.
Известный своими мистическими хоррорами постановщик Майк Флэнеган вновь (после «Призраков дома на холме» и «Призраков усадьбы Блай») обращается к адаптациям готической классики. На этот раз, однако, в центре сюжета не история о доме с привидениями, но хроника распада влиятельной и развращенной семьи. По композиции «Падение дома Ашеров» оформлено как долгий разговор двух людей, сопровождаемый флэшбеками, рассказывающими, как создавалась бизнес-империя Родерика и как один за другим умирали его дети. Причем история смерти каждого из Ашеров отсылает к самым известным работам Эдгара Аллана По, начиная от «Маски Красной Смерти» и заканчивая «Вороном». А сценарий на этот раз сочетает элементы семейной драмы и хоррора с масштабным социальным комментарием, подчеркивающим жестокость и лицемерие корпоративного капитализма.
Столь разнообразная комбинация легко могла бы оказаться неподъемной для мини-сериала, однако Флэнеган превосходно объединил все три ключевых компонента в едином сюжете. Разбивка на эпизоды здесь облегчает восприятие событий за счет того, что шесть эпизодов из восьми сфокусированы на конкретном персонаже, в то время как первая и последняя серии выступают своего рода прологом и эпилогом для всей истории.
Но первое, что бросается в глаза — тщательно выдержанный стиль. С визуальной точки зрения «Падение дома Ашеров» впечатляет обилием множества малозаметных, но существенных деталей, обеспечивающих плавное и глубокое погружение в события. Львиная доля эффектности обеспечена работой декораторов и художников-постановщиков. Интерьеры домов и офисов, костюмы и мелькающие в кадре известные бренды отлично дополняют образы центральных персонажей. У каждого из Ашеров есть даже собственная цветовая схема: например, в сценах с Камиллой Л’Эспанайе (Кейт Сигел) преобладают серые и белые оттенки, а эпизоды с участием Викторины Лафуркад (Т’Ниа Миллер) выполнены в оранжевых тонах.
Вторая легко заметная деталь — хлесткие и запоминающиеся диалоги. В «Призраках усадьбы Блай» ставка делалась больше на интриги вокруг призраков и темные секреты прошлого, а «Призрак дома на холме» был полон весьма продолжительных (порой и просто занудных) монологов. «Падение дома Ашеров» под завязку набито яркими фразами и словесными пикировками, хорошо выявляющими мотивы и логику поведения героев. Чего стоят хотя бы цветистый монолог Родерика о лимонах и лимонаде или безапелляционные уанлайнеры его сестры о мужчинах и сексе.
Актерский ансамбль тоже работает на высоком уровне. Брюс Гринвуд отлично справился с образом патриарха обреченного клана, а Мэри Макдоннелл — с ролью его циничной и самоуверенной сестры Мэделин, грезящей цифровым бессмертием. При этом, хотя в сюжете, помимо самих Ашеров, задействовано множество героев, кое-какие второстепенные персонажи врезаются в память не хуже основных. Особого упоминания заслуживают Марк Хэммилл в неожиданной роли мерзавца-адвоката и муза Флэнегана Карла Гуджино, играющая таинственную Верну, ставшую Немезидой для семьи Ашеров.
Социальная критика в сериале работает как раз благодаря правдоподобным психологическим портретам и сценарию, который рельефно показывает, как взлет Ашеров к вершинам корпоративного мира сопровождается их моральной деградацией. Несмотря на редкие сатирические нотки, сюжет «Падения дома Ашеров» пронизан вполне готическим трагизмом: люди, когда-то желавшие изменить мир, действительно изменили его — однако не в лучшую сторону. В этом смысле «Падение…» оказывается моралистическим рассказом о том, что за преступлением неизбежно следует наказание, а любая ложь рано или поздно погубит тех, кто распространяет ее.
Но при всем богатстве подтекстов и остроте драмы в сериале исправно работает также хоррор-компонент. Саспенс обильный и разнообразный: есть и традиционные скримеры, и тихие сцены с мелькающими на заднем плане тенями, да и без луж крови дело не обходится. Некоторые сцены смертей вообще сделали бы честь любому слэшеру. Взять хотя бы финал второго эпизода: столь изощренную ловушку оценил бы сам Джон Крамер. Или гибель одной из героинь от рук обезумевшей обезьяны (оммаж «Убийству на улице Морг»). Добавьте к этому небольшую дозу болезненного эротизма во многих сериях — и получите исключительно сочный жанровый коктейль.
Так что, несмотря на все вольности по части сюжета и модернизацию сеттинга, сериал достойно передает мрачное обаяние прозы По. А Флэнеган своей новой работой закрепил статус одного из самых интересных режиссеров, снимающих «возвышенный хоррор» и способных по максимуму использовать драматический потенциал современных сериалов как медиаформата.