О реально существовавшем преступнике Пепе ле Моко, скрывавшемся в Касбахе среди своих дружков. Главную роль сыграл Жан Габен. Его герой - лихой очаровательный вор, окруживший себя верными сподвижниками, поддерживающий среди них послушание и дисциплину только силой своей личности, никогда не применяя насилия. Устав от жизни со своей подружкой Инес (Норо) и необходимости постоянно быть в бегах, Пепе тоскует по старым добрым денькам в Париже. Он влюбляется в очень красивую туристку Габи Гулд (Бален), но, будучи влюбленным, теряет осторожность и дает возможность инспектору полиции Слимане (Гриду), в конце концов, покончить с ним.Тематической и стилистической глубиной картина обязана ранним голливудским гангстерским фильмам - особенно заметно влияние картины «Лицо со шрамом» Хауарда Хоукса, но режиссер Жюльен Дювивье сумел вписать в обычный коктейль любви и пуль истинную поэзию. Фильм - яркий пример французского поэтического реализма. Камера скользит по обычным реальным пейзажам, прикрытым глубокими тенями. Игра настолько естественна, что зритель забывает, что перед ним актеры, а отсутствие сентиментальности заслуживает особой похвалы. В Штатах почти сразу же был снят римейк «Алжир», вышедший на экраны раньше, чем попал в страну оригинал. Чарлз Бойер отказался сняться в главной роли, когда ему это было предложено Дювивье, но согласился сыграть в американском варианте, когда Габен отказался ехать в Голливуд, сказав, что он, «как французское вино, не переносит перевозки». Когда началась вторая мировая война, французское правительство запретило показ картины, сочтя ее слишком депрессивной и деморализирующей, тем более что новости с фронта были весьма неутешительными. Власть перешла к немцам, и их марионеточное правительство оставило запрет в силе, но как только война закончилась, «Пепе ле Моко» стали снова показывать в кинотеатрах. Фильм - настоящая классика, он интересен всем: напряженной интригой, психологической разработкой характеров, мастерством режиссуры. (М. Иванов)