Неведомые бесформенные существа, один взгляд на которых ведет к неминуемому самоубийству, опустошительной волной обрушились на весь мир. Себастьян (Марио Касас) с дочерью Анной (Алехандра Ховард) бредут по постапокалиптической Барселоне, ищут группу выживших поадекватнее и изо всех сил стараются не сгинуть в новом мировом порядке. Но, как уже не раз предрекали дедушка Джордж А. Ромеро и дядюшка Дэнни Бойл, когда мир приближается к Армагеддону, бояться следует вовсе не зомби и не чудовищ, а ближнего своего.
В 2018-м Netflix зазывал в Калифорнию, чтобы показать остросюжетный аттракцион с Сандрой Буллок. «Птичий короб» вышел в один год с хитом Джона Красински «Тихое место», хоррором с похожей концепцией: только Эмили Блант нельзя было шуметь, а Сандре нельзя смотреть. В сиквеле область залива Сан-Франциско оставили в покое, сосредоточившись на Старом Свете, а место матери (Буллок) занял отец (Касас). Второй «Птичий короб» в первые же 10 минут обнажает не совсем типичный взгляд на протагониста, старательно расширяет лор и с жаром пересказывает концепты Ромеро: как оказалось, любимые темы Отца Зомби подходят не только для зомби-апокалипсиса. К сожалению, сколько бы братья-постановщики Давид и Алекс Пастор ни вкладывали в свое творение, у них все равно получается предсказуемый поход из точки А в точку Б.
«Птичий короб: Барселона» наспех, но небезынтересно смешивает научный подход к жуткому феномену с религиозным. Вообще, вера — одна из краеугольных тем фильма: одним она служит путеводной звездой в мире форсированного суицида, других превращает в фанатиков с психопатическими наклонностями. Моральная дилемма персонажа Касаса также по ходу развития событий сопровождается мощнейшим религиозным кризисом.
Взгляд на ситуацию и проговаривание новых тем — прекрасные качества для любого сиквела. Другой вопрос, что режиссерам не хватает творческих сил, чтобы разобраться с поставленными вопросами. Испанское жанровое кино уже не раз демонстрировало, что на Пиренейском полуострове не понаслышке знакомы с саспенсом. Братьев Пастор нагнетание напряжения не интересует вовсе, а без него и все сцены смертоубийства выглядят рутинной повинностью. Но, положим, и фильм вовсе не об этом: не «Пила» все-таки. Так за пределами жанровых развлечений все еще хуже: с драмой Пасторы обходятся все с той же гримасой очерствевшего сердцем ремесленника, в состоянии механического дзена выпиливающего на станке очередную деталь. Флешбеки пугают предсказуемостью событий, диалоги словно позаимствованы из учебника по испанскому языку для студентов первого курса, а твисты раскиданы по хронометражу с изяществом поваленных деревьев. Помнится, у «Носителей» за авторством режиссерского дуэта были те же самые проблемы.
Оригинальный «Птичий короб» не хватал звезд с неба, но был аккуратненьким и симпатичным хоррором. Барселонский сиквел тянет новообразованную франшизу в стоячие воды топорной режиссуры и творческого лабиринта, заканчивающегося, скорее всего, тупиком. Возможно, если, по аналогии с персонажами фильма, завязать себе глаза, то творение каталонских братьев явит невидимые до этого оттенки. Обычный просмотр оставляет тягостное впечатление от постапокалиптической Барселоны: лучше уж еще раз вернуться в Стоктон и проверить, как там поживает Сандра.