Рецензия на фильм «ЖАННА ДЮБАРРИ»

Жанна (Майвенн) родилась в обыкновенной рабочей семье, но с детства мечтала о красивой жизни. Незаурядный ум и привлекательная внешность открыли ей дорогу в роскошные салоны аристократов. Однажды она попадает в Версаль, где ее представляют королю Людовику XV (Джонни Депп). Монарх тут же влюбляется в куртизанку и делает ее своей главной фавориткой. Их роман нарушает все мыслимые приличия королевского двора.

Знаменитая версальская фаворитка Жанна Дюбарри стала одним из символов эпохи абсолютизма, окончившейся Великой революцией: романтичная бунтарка из низов обрела богатство, знатную фамилию и расположение короля, а в конце разделила судьбу вельмож на эшафоте. О Дюбарри было снято немало фильмов, но самое запоминающееся ее появление было в «Марии-Антуанетте» Софии Копполы. Образ куртизанки, воплощенный Азией Ардженто, покорил француженку Майвенн («Мой король»), и она решила, что однажды сама снимет фильм о Дюбарри. Однако очарованность постановщицы своей героиней (она же и исполнила главную роль), кажется, не сыграла на руку фильму.

«Жанна Дюбарри» похожа сразу на все костюмные фильмы о XVIII веке. Избыточная роскошь Версаля и тонны сладостей, которые поглощают избалованные аристократы, заставляют вспомнить ленту Копполы. Живописные кадры, будто ожившие музейные полотна, Майвенн почерпнула из «Барри Линдона», а темные предсмертные мгновения короля Людовика XV — из «Смерти Людовика XIV». В фильме тщательно реконструируется жизнь при дворе, в частности, пафосные ритуалы и правила этикета: утренний туалет монарха, гинекологические процедуры его куртизанок и, конечно, балы и прогулки у версальских фонтанов. Визуальная часть «Жанны Дюбарри» близка к совершенству, и фильм вполне можно использовать в качестве иллюстрации быта французских аристократов XVIII века.

кадр из фильма

кадр из фильма

За красивой оберткой фильма скрывается романтическая история о свободной женщине в несвободном мире. Самообразование и красота помогали Жанне на ее пути к успеху в патриархальном обществе. Она очаровывала нужных и влиятельных мужчин, пока не добралась до самого главного из них. Но, как оказалось, Людовик тоже не владеет своей жизнью. Им правят условности и правила игры монаршего двора. Дюбарри нарушает устоявшийся порядок, не вписываясь в мир французской знати и откровенно насмехаясь над его правилами. Это подкупает уставшего Людовика, для которого роскошный дворец фактически стал тюрьмой.

В Жанне постановщицу и актрису очаровывает ее вольный дух, ей нравится исследовать контрасты между карикатурными аристократами и своенравной красавицей из низов. К сожалению, Майвенн так и не нащупала интриги в сценарии, и к концу «Жанны Дюбарри» становится не совсем понятно, кому здесь сопереживать и почему. Не хватает то ли драматичного исторического фона, как в «Марии-Антуанетте», где буквально ощущался конец предреволюционного декаданса Версаля, или тонкого символизма, как в «Барри Линдоне». Жанна не представляет никакой загадки, ей слишком легко все дается, и даже дворцовые интриги, по сути, никак не угрожают ей на протяжении фильма. Поэтому наблюдать за ее красивой жизнью очень быстро наскучивает.

кадр из фильма

кадр из фильма

Украшает «Жанну Дюбарри», впрочем, дуэт Майвенн и Джонни Деппа. Последний прекрасно изображает уставшего монарха, а страсть актера к преображениям и гриму проявляется в полной мере в сценах медленного умирания Людовика в постели от оспы. Депп играет скупо, но едва заметными движениями губ и сверкающими глазами он дает ясно понять, о чем думает его персонаж. «Жанну Дюбарри» рекламируют как возвращение актера в большое кино, и, пожалуй, у Деппа действительно давно не было столь интересной роли.

«Жанна Дюбарри» — красивое франкофильское кино, которому, к сожалению, сильно не хватает содержания. За ритуалами двора, монументальными залами Версаля и пышными костюмами придворных вельмож Майвенн забывает о первоначальной трагедии женщины между двух огней — французской элитой и простым народом. По-видимому, постановщице куда интереснее было живописать романтические отношения короля и фаворитки. Поэтому фильм о свободолюбии, гордости и презрении к шаблонам, к сожалению, не выделяется среди других костюмных драм о XVIII веке.

Поделиться