Сегодня ушёл из жизни великий русский режиссёр Алексей Герман, один из ярчайших авторов советского и российского кинематографа, постановщик картин «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталёв, машину!». Алексею Юрьевичу было 74.
Герман работал медленно и скрупулёзно, создавая пронзительные картины, освещённые его уникальным авторским видением, повлиявшим на поколения зрителей и кинематографистов. Первая же самостоятельная режиссёрская работа, военная драма «Проверка на дорогах» по повести его отца Юрия Германа, пролежала на полке пятнадцать лет из-за той, чуждой советскому кино, интонации, с которой автор говорит о событиях Великой Отечественной войны. Спустя пять лет после завершения работы над «Проверкой на дорогах» выходит лента «Двадцать дней без войны», после чего Герман не снимает почти десять лет. Его последним фильмом советской эпохи становится «Мой друг Иван Лапшин», где он снова обращается к прозе своего отца.
Потом были непростые девяностые с нервным, жёстким, противоречивым и, как всегда, очень личным «Хрусталёв, машину!» и долгая, изнурительная работа над германовским «opus magnum» «История аркаранской резни», в какой-то момент, кажется, превратившимся в главный киномиф нашего современного кино. Работа над экранизацией повести братьев Стругацкий «Трудно быть богом» так и не была завершена из-за усилившихся проблем со здоровьем.
Далее по теме
Рецензия на фильм «ВОЗДУХ»
Весна 1942 года. Советской армии не хватает летчиков, чтобы обеспечить защиту Дороги жизни, ведущей в блокадный Ленинград. В авиаполк капитана Астафьева (Сергей Безруков) прибывает пополнение — молодые девушки, едва окончившие летное училище. Неопытным новичкам приходится учиться воевать сразу в бою. Летчица-ас Рита (Елена Лядова) берет на себя воспитание девочек, с грустью понимая, что до конца войны доживут не все. Среди учениц выделяется Женя Белова (Анастасия Талызина) — ей, дочери врагов народа, предстоит пережить все тяготы Великой Отечественной.Алексей Герман-мл. снимал военную драму «Воздух» пять лет. Это самый крупный и амбициозный проект режиссера «Довлатова» и «Под электрическими облаками». В отличие от многих российских фильмов о Великой Отечественной войне, «Воздух» берет за основу не голливудские военные драмы, а советские — прежде всего фильмы отца режиссера, Алексея Германа, «Проверка на дорогах» и «Двадцать дней без войны». Герман-мл. стремился показать настоящих людей, невольно попавших в жернова истории и ставших героями. Картин о войне с такой личной и искренней интонацией сегодня практически нет. Тем обиднее, что «Воздух» в конечном итоге рухнул из-за слабого сценария и ходульной драматургии.«Воздух» начинается с мрачных кадров смерти, которую посеяли на Дороге жизни нацистские летчики. Над телами погибших раздается протяжный плач детей. С первый минут Герман-мл. показывает мрачную сторону войны, и герои его фильма вовсе не бравые бойцы, широким шагом идущие на Берлин, но измученные люди, из последних сил берущие винтовку в руки. Атмосфера безнадежности и усталости очень точно передана в фильме — герои, еще не веря в грядущую победу, с трудом переживают потери и отступление. «Воздух» наглядно показывает, каких усилий стоило продолжать борьбу в обстановке полного отчаяния.Лейтмотивом фильма проходит вопрос, заданный летчицей Женей: что важнее — родина или человек? «Воздух», впрочем, не дает усомниться в ответе. И главным подтверждением являются молодые героини-летчицы, хрупкие и невинные, но озаряющие своей чистотой черный мрак войны. Лучшие моменты «Воздуха» — трогательное сестринство летчиц, ревнующих, сомневающихся, поющих и причесывающих друг другу волосы. Преимущественно сыграны они малоизвестными актрисами (хочется отметить Кристину Лапшину), что особенно ценно на фоне приевшихся Безрукова и Лядовой.Самой талантливой среди ватаги летчиц становится Женя Белова, которой и предстоит длинное путешествие по фронтам войны. Она побывает в окопах Сталинграда, в холодном блокадном Ленинграде, среди партизан и красноармейцев, интеллигентов и простых рабочих. Ее глазами зритель наблюдает широкую панораму сражений и судеб маленьких людей. Герман-мл. показывает войну крупным планом, где каждое лицо западает в память и доказывает главный тезис «Воздуха»: родина состоит из людей.Несмотря на очевидные достоинства «Воздуха», в особенности на фоне одинаковых ура-патриотических боевиков последних лет, фильму сильно недостает сюжетного фокуса. Заметно, что Герман-мл. просто не знает, где поставить точку, и фильм можно было окончить почти в любой момент, не сильно что-то потеряв. Распыляясь сразу на множество героев и сцен, «Воздух» оставляет обрывочное ощущение, а ненужные длинноты, особенно в сценах полетов, только утомляют и растягивают действие.Хуже всего дело обстоит с персонажами, которые в мгновение ока влюбляются друг в друга или дерутся, идут на подвиг или, наоборот, на подлость. У них нет никакого внятного развития: герои не задают сложных вопросов, за ними нет никаких внятных историй — это просто хмурые лица статистов, которые не обозначают ничего, кроме «горечи войны». До комичного плохим получился, например, персонаж Антона Шагина, вся функция которого — принести в полк собаку, быстренько поревновать, а затем столь же быстро уйти восвояси. Таких оборванных на полуслове сюжетных линий, к сожалению, в фильме много.Центром «Воздуха» является летчица Женя, у которой все-таки есть какая-то внутренняя драма. Анастасия Талызина с достоинством справилась со сложной актерской задачей, но цельности и сложности ее персонажу очень не хватает. Вроде бы за ней есть и трагедия репрессий, и поиск фигуры отца, и нежелание причинять вред живым существам, но все это в сценарии не ведет ни к какому внятному развитию — сопереживать ей не получается. Кроме того, все остальные герои и события почти никак не отражают ни ее внутренние переживания, ни ее судьбу.Ирония в том, что, желая показать человека на войне, Алексей Герман-мл. не показывает человека на экране. Недостаточно крупных планов колоритных лиц, красивой военной формы, курительной трубки в зубах или собаки на руках. Героизм, о котором хочет рассказать «Воздух», возникает из поступков и моральных выборов — ни того, ни другого в фильме практически нет. И красивая, поистине замечательно и с огромным трудом снятая панорама войны в конце концов обескураживает абсолютной пустотой и банальностью выводов.
18 ЯНВАРЯ
В Москве состоится ретроспектива фильмов Алексея Германа
С 27 сентября по 1 октября в кинотеатре «Москино Музейный» пройдет ретроспектива фильмов Алексея Германа, мэтра советского и российского кино. Картины представит его сын, режиссер и сценарист Алексей Герман-младший. Специальную программу «Персона: Алексей Герман» Москино проводит в год, в который великому режиссеру могло бы исполниться 85 лет. В кино Герман дебютировал картиной «Седьмой спутник», снятой вместе с Григорием Ароновым в 1967 году. Затем была «Проверка на дорогах», которая пролежала на полке 15 лет и вышла на экран только во время перестройки. Первой его лентой, дошедшей до советского зрителя, стала картина «Двадцать дней без войны», снятая по повести Константина Симонова. Потом последовали «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть Богом». Каждая работа режиссера погружает зрителя в особенный мир, наполненный глубокими идеями и яркими образами. РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ: 27 сентября, 19:00 — «Проверка на дорогах» 28 сентября, 19:00 — «Двадцать дней без войны» 29 сентября, 19:00 — «Мой друг Иван Лапшин» 30 сентября, 19:00 — «Хрусталев, машину!» 1 октября, 19:00 — «Трудно быть Богом»
21 СЕНТЯБРЯ 2023
На платформе KION появился каталог картин «Ленфильма»
В онлайн-кинотеатре KION появился каталог лент киностудии «Ленфильм». Пользователям стриминга доступны картины Алексея Германа, Александра Сокурова, Глеба Панфилова, Динары Асановой, Киры Муратовой и еще более 400 фильмов легендарной студии. На стриминге можно посмотреть послевоенные фильмы, легкие лирические комедии и признанные мировым киносообществом шедевры советского кино. Впервые название «Ленфильма» появилось на больших экранах Советского Союза в 1934 году, когда в прокат вышел фильм «Чапаев». С тех пор студия переживала самые разные моменты вместе с историей страны и переменами в кинематографе: и съемки идеологических драм в конце тридцатых годов, и военную эвакуацию в Алма-Ату, и возвращение к психологическому «ленинградскому» кино в пятидесятые, и подъем киноиндустрии в оттепельные шестидесятые. На «Ленфильме» в 1960 году сняли завоевавшую признание Каннского кинофестиваля экранизацию Чехова «Дама с собачкой», 1967-м — народную комедию «Свадьба в Малиновке» (фильм посмотрели 75 миллионов зрителей), а в 1976-м — сенсационную по тем временам советско-американскую картину Джорджа Кьюкора «Синяя птица», в которой снимались Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Георгий Вицин, Маргарита Терехова и клоун Олег Попов.
13 ОКТЯБРЯ 2022
Показать еще