Статьи
КОСМОС, БАДДИ-МУВИ И ВАН ДАММ: 10 лучших фильмов Питера Хайамса
«ЕЩЕ ОДИН АРЕСТ» (1974) Киннели (Эллиот Гулд) и Фаррелл (Роберт Блейк) — двое неразлучных детективов из Лос-Анджелеса, работа которых вызывает все большее раздражение у местного мафиози Риццо (Аллен Гарфилд). Когда Риццо доставляют в больницу с сердечным приступом, детективы отправляются за ним и обнаруживают хитроумную схему торговли наркотиками. Первая работа Питера Хайамса для большого экрана (до этого были лишь телепостановки) — образцовое комедийное бадди-муви на полицейскую тему, далекий предшественник «Смертельного оружия». Хотя большого успеха в прокате фильм не имел, критики высоко оценили микс юмора и экшена, и позже он послужил источником вдохновения для куда более известного проекта — сериала «Старски и Хатч». «КОЗЕРОГ ОДИН» (1977) Перед стартом первого в истории полета на Марс команда американских астронавтов узнает, что вся их миссия — грандиозная мистификация, организованная политиками с целью поправить имидж США в космической гонке. Вскоре один пытливый журналист начинает шаг за шагом раскрывать детали масштабного заговора, угрожающего национальному престижу. Один из наиболее концептуальных фильмов Хайамса, сценарий к которому он написал еще в начале 1970-х, будучи под впечатлением от теорий заговора вокруг высадки человека на Луну. «Козерог Один» интересен и эффектен на многих уровнях: это и детективный триллер с ярко выраженным социальным комментарием, и драма, за которую отвечают отличные актеры (от Хэла Холбрука до О. Дж. Симпсона), и изобретательный экшен (достаточно упомянуть сцены с автомобильной погоней на взлетной полосе и головокружительным полетом из финальной трети фильма, которые затем использовались во многих сериалах). «ЧУЖАЯ ЗЕМЛЯ» (1981) На космической станции на одном из спутников Юпитера происходит серия загадочных смертей среди рабочих, добывающих титан. Местный блюститель закона О’Нил (Шон Коннери) выясняет, что погибшие употребляли сильнейший галлюциноген. Чем больше О’Нил погружается в дело, тем яснее понимает, что руководство станции сделает все, чтобы замять инциденты и убрать его самого со станции. Несмотря на космический сеттинг, по духу «Чужая земля» не столько классический сай-фай, сколько вестерн об одиноком шерифе, столкнувшемся с масштабной коррупцией в небольшом городке. Сценарий, впрочем, не ограничивается чисто кабинетными интригами, напротив — герой Коннери то бегает по узким коридорам, то сражается с обезумевшими от наркотиков горняками, а под конец и вовсе облачается в скафандр и выходит в космос. «КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2010» (1984) В 2010 году совместный экипаж США и СССР отправляется к Юпитеру, чтобы выяснить, что же произошло девять лет назад с космической станцией, на борту которой находился компьютер HAL9000. В ходе путешествия людям придется столкнуться с загадочной инопланетной силой, и этот контакт навсегда изменит судьбу человечества. Снять сиквел к «Космической одиссее 2001 года» — не столько невыполнимая, сколько неблагодарная задача, однако Хайамс справился с ней вполне достойно. В отличие от кубриковской классики, здесь куда больше диалогов и меньше визуальной феерии, однако такая расстановка акцентов объясняется тем, что фильм не пытается копировать оригинал, а дополняет его, закрывая некоторые вопросы, поставленные в 1968-м. «БЕГИ БЕЗ ОГЛЯДКИ» (1986) Рэй Хьюз (Грегори Хайнс) и Дэнни Констанцо (Билли Кристал) — уставшие от работы детективы из Чикаго. Решив завязать с полицейскими делами, они собираются открыть бар во Флориде, однако перед этим им придется закончить одно важное дело — засадить за решетку наркоторговца Хулио Гонсалеса (Джимми Смитс). Еще одно полицейское бадди-муви Хайамса не стало хитом проката и фаворитом критиков. Тем не менее фильм заслуживает пристального внимания любого поклонника экшен-комедий 1980-х, хотя бы за счет отличного актерского состава — помимо Хайнса и Кристала, здесь можно увидеть Стивена Бауэра, Дэна Хедайю и Джо Пантолиано. «ОСТАВАЙТЕСЬ С НАМИ» (1992) Семейная пара из Сиэттла — продавец сантехники Рой (Джон Риттер) и домохозяйка Хелен (Пэм Добер) — встречает таинственного коммивояжера (Джеффри Джонс), который предлагает супругам новую спутниковую тарелку. Будучи установленной, тарелка засасывает Роя и Хелен в потусторонний мир, наполненный извращенными версиями популярных ситкомов и телешоу. У супругов есть 24 часа, чтобы выжить в череде адских испытаний, иначе их души попадут в вечное рабство к Сатане. Пожалуй, самый визионерский фильм Хайамса — едкая сатира на современные медиа внутри семейной комедии. Сценарий бросает героев из одной дикой ситуации в другую, то заставляя их сражаться с зомби из «Мира Уэйна», то убегать от гангстеров в нуаре, а то и вовсе спасаться от разъяренных толп в мини-сериале про Французскую революцию. Калейдоскоп фантасмагорий нередко заставляет вспомнить «Сумеречную зону», однако подано все происходящее с иронией и поразительной изобретательностью. «ПАТРУЛЬ ВРЕМЕНИ» (1994) 2004 год, Вашингтон. Десять лет назад была открыта технология перемещения во времени, и в США учредили агентство по борьбе с преступниками, использующими прыжки в прошлое, чтобы уйти от правосудия. Макс Уокер (Жан-Клод Ван Дамм), ветеран агентства, получает задание проследить за сенатором МакКомбом (Рон Сильвер), подозреваемым в нелегальном использовании путешествий во времени. Уокер узнает, что МакКомб хочет стать президентом и получить контроль над агентством, управляя прошлым. Один из главных (наряду с «Уличным бойцом») кассовых хитов Ван Дамма, «Патруль времени» создавался как шоукейс экшен-способностей «брюссельского мускула». И в этом смысле фильм вполне удался — помимо знаменитой сцены со шпагатом на кухне, здесь можно увидеть, кажется, все фирменные движения Ван Дамма. По части сюжета фильм, конечно, оставляет после себя множество вопросов, но придираться к нему совершенно не хочется, поскольку весь концепт прыжков в прошлое здесь используется лишь для того, чтобы показать как можно больше разнообразных драк. «ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ» (1995) Пожарный из Питтсбурга Дэрилл МакКорд (Ван Дамм) с двумя детьми отправляется на хоккейную игру, проходящую в огромном спортивном центре. В разгар встречи группа террористов захватывает здание, рассчитывая получить огромный выкуп за освобождение заложников, и МакКорд оказывается единственным, кто может сорвать планы злодеев. Хотя здешний сюжет — очередная вариация на тему «Крепкого орешка», оформлен этот антиреррористический экшен с явным старанием. Ван Дамм исправно молотит плохих парней и сыплет уанлайнерами, доводя лидера злодеев (отличная роль Пауэрса Бута) до белого каления. Но главное, чем запомнилась «Внезапная смерть» — сцена, в которой Ван Дамм бесконечно мутузит террористку в костюме пингвина: эпизод получился столь же ярким, сколь и гротескным. «РЕЛИКТ» (1997) В чикагском Музее естественной истории происходит серия жутких убийств: тела жертв растерзаны, а из мозга извлечен гипоталамус. Ведущий расследование детектив Д’Агоста (Том Сайзмор) предлагает закрыть музей, но руководство категорически против — намечается большая выставка, и плохие новости будут очень некстати. В день открытия худшие страхи Д'Агосты сбываются: срабатывает охранная система и гости оказываются запертыми в здании вместе с убийцей, которым оказывается огромный зверь из южноамериканских легенд. Незаслуженно забытый «Реликт» — один из самых необычных хорроров 1990-х, задвинутый в тень успехом франшизы «Крик». В сюжете туго переплетены детективное расследование и монстр-хоррор (причем лишенный мистики), умело дополненный экшеном, а необычный сеттинг обыгрывается по полной. Огромный музей, полный забытых кабинетов, извилистых коридоров и темных углов — идеальное место охоты для умного и ловкого чудовища, которое хочет оставаться неузнанным как можно дольше. «КОНЕЦ СВЕТА» (1999) Декабрь 1999 года, Нью-Йорк. Сотрудник охранной фирмы и бывший полицейский Джерико Кейн (Арнольд Шварценеггер) предотвращает покушение на банкира, организованное священником. Пытаясь понять, что побудило мирного человека совершить попытку убийства, Кейн оказывается в эпицентре древнего заговора сатанистов, цель которого — способствовать рождению Антихриста перед наступлением нового тысячелетия. Последний блокбастер Шварценеггера (и последний большой проект Хайамса) был разруган критиками за логические нестыковки сценария и нарочитую серьезность происходящего. Между тем «Конец света» вовсе не зубодробительный боевик, а скорее мистический триллер. И, несмотря на очевидные шероховатости сюжета, интересен он как едва ли не лучшая на тот момент попытка Шварценеггера сыграть драматическую роль: алкоголик, разочаровавшийся в людях и Боге, получился у экшен-звезды на удивление убедительным.
26 ИЮЛЯ, 2023