Ушел из жизни Джин Уайлдер, знаменитый американский комик, звезда картин Мэла Брукса и половинка блистательного комедийного тандема с Ричардом Прайором. Актеру было 83 года.
Джин Уайлдер (настоящее имя — Джером Сильберман) «собрал» свой псевдоним, когда ему было 26 лет. Имя он позаимствовал у героя романов Томаса Вулфа, фамилию — у писателя Торнтона Уайлдера.
Его актерская карьера начиналась на театральных подмостках. В начале 1960-х Уайлдер играет на ТВ, к концу десятилетия — перебирается на большой экран. Его кинодебютом стала роль второго плана в «Бонни и Клайде», а первым крупным успехом — дебют легендарного комедиографа Мэла Брукса «Продюсеры», за который Джин номинировался на «Оскар» за лучшую второстепенную роль.
Их сотрудничество продолжилось в семидесятые «Сверкающими седлами» и «Молодым Франкенштейном», за который Уайлдер номинировался на «Оскар», как соавтор сценария. Тогда же он снимается у Вуди Аллена в «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить», играет титульную роль в «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» и дебютирует в режиссуре «Приключениями хитроумного брата Шерлока Холмса», познакомив мир в Сигерсоном Холмсом (в собственном исполнении). Потом Уайлдер еще снимет «Величайшего любовника», «Женщину в красном» и «Кошмарный медовый месяц», неизменно с собою в главной роли.
В 1976 году Джин Уайлдер впервые работает в тандеме с Ричардом Прайором в «Серебряной стреле» Артура Хиллера. Так рождается один из самых знаменитых комедийных дуэтов того Голливуда. Актеры еще трижды сотрудничали на большом экране: в «Психах в тюряге», «Ничего не вижу, ничего не слышу», «Другой ты».
Последней актерской работой Уайлдера стала роль в ситкоме «Уилл и Грейс». После 2003 года он сосредоточился на литературной деятельности, выпустив мемуары, сборник рассказов и три романа. Три года назад актеру диагностировали болезнь Альцгеймера.
Далее по теме
Эндрю Дэвис снимает черную комедию о Первой мировой по сценарию Джина Уайлдера
В недавнем интервью MovieWeb по случаю 30-летнего юбилея своего хита «Беглец» режиссер Эндрю Дэвис сообщил, что в настоящий момент работает над новой полнометражной картиной. По словам Дэвиса, это будет черная комедия о Первой мировой войне по давнишнему нереализованному сценарию, который написал знаменитый комик Джин Уайлдер. Уайлдер, звезда комедий Мэла Брукса и «Вилли Вонки и шоколадной фабрики», ушел из жизни в 2016 году (в 2013-м ему диагностировали болезнь Альцгеймера), но кино оставил еще раньше — с начала нулевых он сосредоточился на литературной деятельности. Детали сценария Уайлдера с рабочим названием «Моя французская любовь» (My French Amore) Дэвис предпочел не разглашать, но обмолвился, что действие разворачивается во время Первой мировой, а главный герой истории выдает себя за шпиона. Вероятнее всего, Уайлдер переработал в сценарий собственный роман под названием «Моя французская шлюха» (My French Whore), герой которого — молодой железнодорожник и актер-любитель из Милуоки, вступивший в американскую армию и попавший в плен в Европе. Чтобы выжить, протагонист решает выдать себя за одного из самых известных вражеских шпионов. Дэвис не исключает, что проект переименуют в «Мою французскую музу» (Me French Muse) или придумают ему совершенно другое название, которое не будет созвучно с названиями романа и сценария Уайлдера. Для 77-летнего Дэвиса фильм станет возвращением в большое кино после длительного перерыва — режиссер «В осаде» и «Беглеца» не снимал полнометражных фильмов с 2006 года (тогда вышел его «Спасатель» с Кевином Костнером и Эштоном Кутчером).
21 ДЕКАБРЯ, 2023
Рецензия на фильм «ВЕЛИКАЯ ИРОНИЯ»
Сотрудница парижского аукционного дома Фанни (Лу де Лааж) живет легко и роскошно с богатым и красивым мужем Жаном (Мельвиль Пупо). Однажды на улице она встречает бывшего сокурсника, который некогда был влюблен в нее. Ален (Нильс Шнайдер) живет в богемной квартире под крышей и пишет книгу о любви. Между Фанни и Аленом завязывается бурный роман, который не удается скрыть от зоркого глаза Жана. Узнав об измене, муж решает пойти на крайние меры. Пятидесятый фильм американского классика Вуди Аллена «Великая ирония» снят на французском языке и с относительно малоизвестными актерами в главных ролях. Это придало новой работе мастера, не любящего экспериментировать и пробовать что-то новое, определенной свежести — сперва может показаться, что это и не Аллен вовсе. Впрочем, «Великая ирония» очень быстро обрастает знакомыми атрибутами фильмов режиссера: влюбленные шагают по большому городу и говорят о поэзии, на фоне звучит старый джаз, а рядом столь же ненавязчиво и легко, как поцелуй, происходит убийство. «Великая ирония» обращается к излюбленной теме Аллена — роли удачи и непредвиденных обстоятельств в нашей жизни. Восторженный писатель Ален твердит Фанни, что их встреча — чудесная случайность, которой нужно воспользоваться. Он любит спонтанность, всегда отдается порывам души. Фанни же за годы жизни с Жаном, кажется, позабыла, что такое подлинные чувства. Ее муж уверен, что человек способен все контролировать, а случайностей не бывает. В своей роскошной квартире он установил огромную игрушечную железную дорогу, по которой водит крошечные поезда ночами напролет. Таким образом Жан утверждается в мысли, что все подчинено его воле, в том числе и его жена. Вуди Аллен спешит разочаровать своего героя — чем больше он старается, тем меньше в своей судьбе он контролирует. Это уже пятая совместная работа Вуди Аллена и оператора Витторио Стораро, снимавшего лучшие фильмы Бертолуччи. Лучшая сторона «Великой иронии» — цветовая палитра, выбранная кинематографистами. Открыточный пейзаж осеннего Парижа, по которому шагают молодые влюбленные, сменяется видами двух квартир соперников Жана и Алена. Дом богача снят в холодных цветах, в странно расположенных комнатах лежит много барахла, и все вместе оставляет ощущение клаустрофобии. Богемное жилище писателя же, наоборот, показано теплым и солнечным, будто из фильма «Американец в Париже». Цветовые детали и необычные ракурсы придают «Великой иронии» чисто алленовской искусственности и обаятельной условности. Формально «Великую иронию» можно назвать романтическим детективом. В определенный момент в сюжет вторгается мать Фанни (Валери Лемерсье), страстная поклонница Жоржа Сименона. Заподозрив неладное в отношениях Фанни и Жана, женщина решает провести собственное расследование. Неожиданная развязка фильма интересна тем, что хотя герои и находят разгадку, это тут же перестает иметь значение. Вторгается трагический случай, и вся прежняя логика событий быстро обрывается. Что-то подобное Аллен проворачивал в «Матч Пойнте» и «Иррациональном человеке», высмеивая таким образом как канон классического детектива, так и абсурдность человеческой жизни. Трудно ждать или требовать от Вуди Аллена шедевра в его 87 лет, с пятью десятками фильмов за спиной. «Великая ирония», впрочем, самая любопытная и увлекательная из его последних работ, в которой так хорошо чувствуются все сильные стороны алленовского кино: любовь, смерть и горькая ирония над человеческим существованием.
30 СЕНТЯБРЯ, 2023
Вуди Аллен: «Я не знаю, что значит быть отмененным»
На проходящем в эти дни Венецианском международном кинофестивале 87-летний Вуди Аллен дал интервью Variety, в котором высказался по поводу культуры отмены и упоминания своего имени в этом контексте. Аллен представил во внеконкурсной программе фестивале свой 50-й (и, вероятно, последний) фильм «Великая ирония», и на премьере около двух десятков протестующих выкрикивали такие лозунги, как «Нет культуре изнасилования» и «Насильник — не больной человек, а здоровый сын патриархата». Аллен, которого его приемная дочь Дилан Фэрроу обвиняет в сексуальном насилии, отрицает обвинения. Также режиссер считает себя одним из тех кинематографистов, которые всегда выступали за равноправие мужчин и женщин в кинопроизводстве: «Несколько лет назад я сказал, что должен был бы красоваться на рекламном плакате [движения #MeToo], и все были от этого в восторге. Я снял 50 фильмов и всегда давал очень хорошие роли женщинам, у меня в съемочной группе всегда были женщины, и у них всегда были равные зарплаты с мужчинами. Я работал с сотнями актрис и ни от одной из них не получил ни единой жалобы. Никто из них никогда не говорил: "Во время работы он непозволительно себя вел" или "Он меня домогался". Вообще не было такой проблемы». Кроме того, режиссер заявил, что не чувствует себя отмененным: «Если вас отменяют, то такая культура сама должна быть отменена. Я нахожу это все таким глупым. Я не думаю об этом и не знаю, что значит быть отмененным. Что я точно знаю, так это то, что с годами для меня ничего не меняется. Я все так же снимаю свои фильмы. Изменилось только то, как их представляют. А я, знаете ли, работаю, и для меня это все тот же рутинный процесс — пишу сценарий, нахожу деньги, снимаю фильм, монтирую его, и он выходит». В «Великой иронии» замужняя парижанка случайно встречает старого знакомого, который был влюблен в нее еще в школе, а теперь стал известным писателем. Между бывшими одноклассниками вспыхивает роман, последствия которого окажутся непредсказуемыми.
5 СЕНТЯБРЯ, 2023
Показать еще