Каннский фестиваль набрал обороты, приблизился к экватору и, наконец, начал оправдывать те авансы, которые обещал именитый основной конкурс. За последнее все благодарят Михаэля Ханеке, Кристиана Мунджу и Томаса Винтерберга (на фото — со своей звездой Мадсом Миккелсеном). Румын лидирует в ежедневных рейтингах от журнала Screen, которые демонстрируют реакцию на фильм критиков из основного пула и которые, если откровенно, далеко не всегда совпадают с мнением жюри.
Лицо современной фестивальной мизантропии, австриец Михаэль Ханеке привёз в Канны свою новую работу с названием «Любовь». В фильме пожилая супружеская пара (Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива), красивая творческая интеллигенция в закате жизни, наслаждается тихой семейной жизнью, пока её, Анну, не разбивает паралич. Жорж, обещавший жене никогда не отдавать её в больницу, держит слово, становясь её сиделкой. Весь остальной хронометраж Анна мучительно умирает, Жорж покорно и самоотверженно проходит весь этот путь с ней, а дочь в исполнении Изабель Юппер время от времени появляется у стариков, чтобы раздать отцу ненужные советы и упрёки. «Любовь» — классический Ханеке: жёсткий, камерный, сдержанный, неудобный, тягостный и проникновенно мощный. Критики прониклись и говорят приблизительно об одном и том же: смотреть это невыносимо, а не смотреть нельзя. В общем, один из претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» своё слово уже сказал.
Томаса Винтерберга ждали в Каннах как-то по-особенному. Все помнят «Торжество», одну из лучших, если не лучшую работу киноманифеста «Догма»; все знают, что с тех пор датчанин так высоко никогда не забирался, занятый последнее десятилетие борьбой с собственными прошлыми заслугами. «Охота» — история детсадовского воспитателя из маленького безмятежного городка, умницы, любимца детей и их родителей, обвинённого в педофилии. Герой Мадса Миккелсена мгновенно становится изгоем, когда брошенная пятилетней девчушкой фраза — плод её шаткой фантазии, а по факту возмутительное враньё — становится достоянием общественности. Винтерберг высказывается о массовой истерии, параноидальной «охоте на ведьм» и о том, как наивная, вложенная в уста невинного ребёнка, ложь может до основания разрушить чью-то жизнь. Мадса Миккелсена, как и Марион Котийар за «Ржавчину и кость», записали в главные претенденты на индивидуальные актёрские награды.
«За холмами» Кристиана Мунджу, автора «4 месяца, 3 недели и 2 дня», выигравшего в 2007 году «Золотую пальмовую ветвь», уже назвали триумфальным возвращением, хотя на финальных титрах сквозь овации отчётливо слышалось «бу». Новый фильм румынского режиссёра — манифест истового, бескомпромиссного атеиста на тему диктатуры православной церкви, хотя эти рамки без труда можно расширить, назвав кино просто антицерковным вне зависимости от конфессии. Действия разворачиваются в православном монастыре, куда приезжает девушка Алина с надеждой вернуться оттуда со своей давней лучшей подругой Войчитой, которая стала монахиней. Алина бьётся об стену непонимания, отчаянно зовёт подругу с собой, начинает паниковать. Последнее местный святой отец принимает за бесовские конвульсии и решает изгнать из неё дьявола.
У Мунджу сейчас лучшая в нынешнем конкурсе пресса и средний балл у рецензентов. В спину дышат герр Ханеке и Жак Одиар («Ржавчина и кость»), парочка в 2009 году расписавшая здесь между собой две главные фестивальные награды. Винтерберг — четвёртый.
Также показали «Беззаконие» Джона Хиллкоата, кино хорошее, ладное, звёздное, даже, как говорят, жутко жестокое, но категорически не фестивальное; сатиру «Реальность» от автора «Гоморры» Маттео Гарроне, который попытался — попытку зачли далеко не все — вернуть на экраны стилистику итальянского неореализма (ведущего актёра фильма и его главную достопримечательность Анниелло Арену Гарроне нашёл в тюрьме); «Вы ещё ничего не видели» Алена Рене, где великий ветеран признаётся в любви к театру.
Далее по теме
«Анатомия падения» — лучший европейский фильм года
В минувшую субботу состоялась 36-я церемония вручения наград Европейской киноакадемии. Главным триумфатором вечера стала драма француженки Жюстин Трие «Анатомия падения», которая ранее в этом году завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Помимо главной номинации, фильм Трие победил еще в трех — «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий» (Артур Харари, Жюстин Трие) и «Лучшая женская роль» (Сандра Хюллер). Помимо «Анатомии падении», на приз Европейской киноакадемии в номинации «Лучший фильм года» претендовали картины «Зеленая граница» (реж. Агнешка Холланд), «Зона интересов» (реж. Джонатан Глэйзер), «Опавшие листья» (реж. Аки Каурисмяки) и «Я — капитан» (реж. Маттео Гарроне). Лучшим актером был назван Мадс Миккельсен — за главную роль в исторической драме Николая Арселя «Меч короля», участвовавшей в основном конкурсе Венецианского фестиваля. Остальные обладатели премии Европейской киноакадемии: Лучший документальный фильм — «Сестринство бани по-черному» (реж. Анна Хинтс) Европейское открытие / Приз ФИПРЕССИ — «Как заниматься сексом» (реж. Молли Мэннинг Уокер) Лучший анимационный фильм — «Мечты робота» (реж. Пабло Берхер) Лучший короткометражный фильм — «Тяжкий труд» (реж. Сюзанна Флок, Робин Кленгель, Леонард Мюльнер, Михаэль Штумпф) Приз зрительских симпатий молодой аудитории — «Задира» (реж. Шарлотта Риган) Лучшая операторская работа — Расмус Видебак, «Меч короля» Лучшая работа художника-постановщика — Эмита Фригато, «Химера» Лучшие костюмы — Кикки Иландер, «Меч короля» Лучший грим — «Общество снега» Лучшая оригинальная музыка — Маркус Биндер, «Клуб Зеро» Лучший звук — «Зона интересов» Лучшие визуальные эффекты — «Общество снега»
11 ДЕКАБРЯ, 2023
Студия Warner Bros. поставила франшизу «Фантастические твари» на паузу
В интервью подкасту Inside Total Film режиссер Дэвид Йейтс заявил, что студия Warner Bros. приостановила работу над франшизой «Фантастические твари». В настоящий момент масштабный спин-офф/приквел «Гарри Поттера» состоит из трех фильмов, а планировалось снять пять. Кстати, намерение снять именно пять частей «ФТ» Йейтс тоже — оказывается, студия изначально планировала трилогию, но Джоан К. Роулинг внезапно заявила, что фильмов будет пять: «Если коротко о "Фантастических тварях", то франшиза припаркована. Мы закончили [третий фильм], мы все им гордимся, и когда он увидел свет, нам нужно было остановиться, сделать паузу и выдохнуть. Насчет идеи сделать пять фильмов — она стала для большинства из нас полной неожиданностью. Мы представляли первых "Фантастических тварей" на пресс-показе, и тут подошла Джо и говорит: "Кстати, фильмов будет пять". Нам ничего об этом не было известно, поэтому мы просто в недоумении переглянулись». Первые «Фантастические твари» вышли на экраны в 2016 году, получили хорошую прессу и заработали в мировом прокате $816 миллионов при $180-миллионном бюджете. Все начиналось неплохо, но сиквелы столкнулись с проблемами. «Преступления Грин-де-Вальда» собрали $655,8 млн (при бюджете в $200 миллионов) и получили прохладный прием у критиков. А многострадальный триквел «Тайны Дамблдора» выступил еще хуже: отмененного Джонни Деппа пришлось заменить на Мадса Миккельсена, премьеру отложили из-за пандемии, и в итоге глобальная касса фильма составила лишь $407,2 млн.
27 ОКТЯБРЯ, 2023
МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ? 10 лучших фильмов о домашнем вторжении
Троица сбежавших заключенных во главе с Гленном Гриффином (Хамфри Богарт) пробирается в дом семьи Хиллард и берет ее в заложники. Беглецам необходимо дождаться посылки, которая поможет им скрыться, однако на счету каждая минута, ведь Гриффина и его сообщников уже ищут по всему штату. Тем временем глава семейства Дэн Хиллард (Фредрик Марч) пытается защитить жену и детей от бандитов и не допустить полицейского штурма, который может закончиться бойней. «Часы отчаяния» нередко называют нуаром, однако здесь мало что напоминает о классических образцах жанра. Уильям Уайлер снял напряженный триллер, в центре которого — дуэль характеров, а вовсе не детективная линия или любовная интрига. Любопытно, что Богарт несколькими годами ранее снимался в «Рифе Ларго», еще одном триллере о вторжении в дом — только в роли героя, защищающего семью своего друга от банды, пережидающей тропический ураган в пустынном отеле. Здесь же актер играет расчетливого и жестокого преступника, и это одна из самых нетипичных и недооцененных его ролей. Поэтесса Корнелия (Оливия Де Хэвилленд), перенесшая перелом бедра, использует лифт вместо лестницы в своем особняке. Из-за перебоев с электричеством кабина застревает, оставляя женщину запертой между этажами. Но это лишь полбеды: вскоре в дом проникает компания бродяг, собираясь вынести оттуда все ценное — а заодно поиздеваться над беззащитной Корнелией. Камерный, но динамичный и наполненный саспенсом триллер Уолтера Громана в свое время стал хитом проката, хотя критики воротили от него носы, называя «вульгарным» и неподходящим для звездного статуса Де Хэвилленд. Между тем «Женщина в клетке» во многом запоминается именно благодаря ее актерской игре, придающей сюжету психологическую глубину и постоянное напряжение. А сына поэтессы играет молодой Джеймс Каан (это его первая крупная роль). Ослепшая после автокатастрофы Сьюзи (Одри Хепберн) оказывается вовлеченной в хитроумный план нескольких злоумышленников. Бандиты по главе с Гарри Роатом (Алан Аркин) убеждены, что где-то в квартире Сьюзи спрятана детская кукла, набитая наркотиками, и Гарри намеревается раздобыть ее как можно скорее, пока муж женщины не вернулся домой. В основе этого медлительного, но затягивающего триллера Теренса Янга (до этого снявшего три фильма бондианы с Шоном Коннери) лежит одноименная пьеса, имевшая огромный успех на Бродвее. Почти все действие происходит в одной большой комнате, но Янг обошел ограничения локации, по максимуму использовав актерский талант Хепберн, которая за свою роль получила номинацию на «Оскар». А сценарий изящно обыгрывает слепоту главной героини, сначала добавляя Сьюзи беззащитности, а затем показывая, как хрупкая девушка использует темноту, острый слух и знание дома, чтобы победить в неравной схватке со злодеями. Автомеханики Алекс (Дэвид Хесс) и Рики (Джованни Ломбардо Радиче) приглашены на роскошную виллу, где веселится компания молодых богатеев. Танцы, флирт и пьяные шутки вскоре превращаются в игру на выживание, когда выясняется, что Алекс — убийца и насильник, готовый устроить собственную вечеринку. Мастер европейского эксплотейшена Руджеро Деодато (в том же году снявший «Ад каннибалов») задумывал «Дом на краю парка» как собственную версию «Последнего дома слева» — дебютного фильма Уэса Крэйвена, в 1970-х ставшего хитом грайндхаусов. Поэтому неслучайно на роль Алекса был приглашен актер, игравший одного из маньяков в крэйвеновском фильме. Но в сюжете «Дома на краю парка» немалый акцент сделан на психологическое давление, да и сценарий содержит побольше занятных твистов. Есть даже фоновый, но вполне отчетливый социальный комментарий, отсылающий к проблемам классового расслоения и моральной развращенности золотой молодежи. Впрочем, главное здесь — мощная комбинация сексуального напряжения, саспенса и грубого насилия. Семья Шобер отдыхает от городской суеты в загородном доме на берегу озера. Их покой нарушают двое незнакомцев, Пауль (Арно Фриш) и Петер (Франк Гиринг), которые поначалу настроены дружелюбно, но постепенно начинают вести себя все более агрессивно. Шоберы пытаются выставить незваных гостей, но вскоре понимают, что столкнулись с двумя безжалостными убийцами, желающими сыграть в садистскую игру на выживание. Культовый триллер Михаэля Ханеке в свое время вызвал скандал в Каннах: треть аудитории покинула зал во время просмотра. Между тем, хотя «Забавные игры» и наполнены шокирующими сценами, в основе своей это мрачная социальная сатира о репрезентации насилия в медиа. Ханеке неоднократно подчеркивал, что его целью было снять фильм, наполненный избыточной, даже бессмысленной, жестокостью, но при этом не лишенный социального комментария. В этом смысле «Забавные игры» — последовательная и хлесткая антитеза голливудским триллерам: сценарий последовательно нарушает привычные жанровые каноны и заигрывает с аудиторией, регулярно обманывая ее ожидания. Мэг Олтман (Джоди Фостер) с дочерью Сарой (Кристен Стюарт) въезжает в новый дом, где обнаруживается «комната страха» — особо прочное убежище, где можно пережить нападение грабителей. Последние не заставляют себя долго ждать: в первую же ночь к Мэг и Саре пробирается троица воров, и Олтманы едва успевают скрыться в убежище. Проблема лишь в том, что грабителям нужна вещь, спрятанная именно там. Хотя сейчас этот минималистичный триллер Дэвида Финчера подзабылся на фоне позже нашумевшего «Зодиака», в свое время он стал кассовым хитом и был тепло встречен критиками. «Комната страха» любопытна прежде всего тем, насколько эффектно Финчер разыгрывает простой сюжет, в котором задействовано лишь пять основных героев (в камео разбуженного соседа — Эндрю Кевин Уокер, сценарист «Семи») и пара-тройка локаций. В прессе «Комнату страха» порой сравнивали с работами Хичкока, и в таком ракурсе фильм больше всего напоминает «Веревку»: здесь тоже соблюдается единство времени, места и действия при выверенном психологизме. Джеймс (Скотт Спидмен) и Кристен (Лив Тайлер) после вечеринки на свадьбе друга приезжают в уединенный коттедж, рассчитывая провести романтический вечер без посторонних. Но спокойного отдыха не получится: посреди ночи раздается громкий стук в дверь, и вскоре влюбленные становятся заложниками группы маньяков, осадивших дом. В дебюте Брайана Бертино любовная драма соединяется с психологическим хоррором. В отличие от большинства фильмов о вторжении в дом, здесь злодеи редко появляются в кадре, и угроза от них исходит столь же серьезная, сколь и неуловимая. А сценарий неплохо показывает, как из-за постоянной, но расфокусированной опасности, герои то и дело совершают нелепые (а иногда трагичные) ошибки — ход, который во многих фильмах ужасов выглядит ленивым клише, здесь показан с пугающей убедительностью. За первым фильмом последовал более прямолинейный (и куда более изобретательный по части экшена) сиквел, однако культовый статус получили лишь оригинальные «Незнакомцы». Аркин (Джош Стюарт), бывший домушник, забирается в дом к семье, на которую работает, чтобы обчистить его и разделаться с долгами. Но, попав внутрь, Аркин внезапно понимает, что план не сработает — жильцы заперты в подвале, а по дому разгуливает маньяк-садист в черной кожаной маске. Поколебавшись, вор решается на отчаянную попытку спасти тех, кого он еще недавно собирался ограбить. Режиссерский дебют Маркуса Данстэна (один из ключевых сценаристов франшизы «Пила») немедленно стал классикой «пыточного порно». Но, хотя зрелищных смертей (и вообще кровавых сцен) здесь предостаточно, не меньшее место в «Коллекционере» занимает старый добрый саспенс. Напряжение здесь возникает благодаря умелому обыгрыванию идеи с домом, напичканным смертоносными ловушками. Этот концепт Данстэн хорошо развил в сиквеле, действие которого происходит на огромном заброшенном заводе, превращенном в жуткий лабиринт, доверху заполненный опасными механизмами. Трое братьев-бандитов, один из которых ранен в перестрелке, решают скрыться от полицейского преследования в доме своего детства. Но, как выясняется, там уже обосновалась другая семья, никак не ожидавшая столь неприятных гостей. Новым и старым хозяевам предстоит встреча лицом к лицу, исход которой будет смертельным для многих участников. Еще один фильм в списке, созданный ветераном франшизы «Пила», на этот раз — режиссером второй, третьей, четвертой и девятой ее частей Дарреном Линном Боусманом. «День матери» представляет собой вольный ремейк одноименного фильма 1980-го, однако, в отличие от оригинала, Боусман убрал сатирические элементы, превратив трэшовый комедийный слэшер в мрачный триллер с элементами «пыточного порно». На этот раз в центре сюжета оказывается борьба обычной семьи с криминальным кланом во главе с властной Мамой (отличная роль Ребекки Де Морней), настраивающей всех друг против друга. Трое грабителей вламываются в дом к слепому ветерану (Стивен Лэнг), рассчитывая прикарманить накопленные им пенсионные сбережения. Но идеальный план оборачивается катастрофой, когда выясняется, что одинокий старик отлично ориентируется в кромешной тьме и готов защищать свое жилище любой ценой. Камерный триллер Феде Альвареса может показаться своеобразным гибридом «Дождись темноты» и «Людей под лестницей»: от первого здесь — сюжет о грабителях, проникающих в дом к слепой жертве, от второго — идея с заточением в подвале, а также агрессивный пес, выслеживающий грабителей по всему дому. Но снят «Не дыши» вполне серьезно, и эти заимствования здесь выглядят данью уважения, а не постмодернистским попурри. Великолепная игра Лэнга превращает отъявленного злодея в трагическую фигуру, добавляя фильму ощутимые драматические нотки. Впрочем, на переднем плане здесь остается саспенс, который достигается за счет операторской работы, умелой игры с освещением и необходимости для героев постоянно сохранять тишину.
19 СЕНТЯБРЯ, 2023
Показать еще