Подборки
Божественное вмешательство: 10 фильмов об ангелах
Оказывается, там, наверху, тоже могут ошибаться, и одной из таких ошибок становится преждевременный уход из жизни бывшего спортсмена. Чтобы исправить ситуацию, его душу возвращают на землю— правда, уже в другое тело. Фильм Уоррена Битти и Бака Генри собрал в прокате сумму, в шесть раз превышающую производственный бюджет, получил восемь номинаций на «Оскар» и стал одним из примеров, на которые равняются молодые режиссеры. Как-то тихим берлинским вечером Вим Вендерс и Петер Хандке задумались: а что если бы ангел мог стать человеком? Во-первых, зачем ему все это на фоне бессмертия? Во-вторых, что бы за собой повлекла эта метаморфоза? В-третьих, что если Питер Фальк — тоже бывший ангел? В результате получилась замечательная черно-белая притча о красоте конечной жизни и тоске бессмертия, отмеченная премиями за лучшую режиссуру в Каннах и «Независимый дух» за лучший иностранный фильм. Спустя шесть лет Вендерс снял продолжение, а в 1998-м Голливуд выпустил ремейк под названием «Город ангелов», в котором Николас Кейдж и Мег Райан абсолютно ничем не напоминали героев исходной картины. Стивен Спилберг всегда умел выбирать истории, которые оценит самая широкая публика. Вот и фильм про погибшего летчика, который возвращается на Землю в виде ангела-хранителя своих близких (ремейк картины 1943 года «Парень по имени Джо», снятой режиссером «Унесенных ветром» Виктором Флемингом по сценарию Далтона Трамбо), получился светлым и душевным. Игра замечательного актерского трио — Холли Хантер, Ричарда Дрейфуса и Джона Гудмена — только усиливает впечатление от просмотра. А еще фильм примечателен тем, что в нем снялась легендарная Одри Хепберн, которая с конца 60-х годов очень редко появлялась на экране — роль в картине Спилберга стала для нее последней. После того как сценарист Грегори Уайден покорил мир «Горцем», он решил попробовать себя как режиссер и самостоятельно перенес на экран придуманную им историю архангела Гавриила, который пытается творить добро только для вида. На самом же деле им движет обыкновенная гордыня — он хочет, чтобы Творец любил ангелов больше, чем людей. Разумеется, дело не обходится без кровопролития и Кристофера Уокена. Да, вселенная «Пророчества» (а у фильма впоследствии вышло четыре продолжения, в двух из которых вернулся Уокен) не получила той же популярности, что и «Горец», но свою маленькую армию поклонников все-таки обрела. Оказывается, у владельца парижского кабаре может появиться навязчивый спутник в лице ангела/совести. Оказывается, у добропорядочного священника может появиться не менее навязчивый спутник в лице беса/искусителя. Такие спутники — как китайская мафия: от них так просто не отделаешься. Кстати, китайская мафия в фильме тоже есть, и она следует за главными героями по пятам. Фильм вышел за четыре года до того, как Кристиан Клавье и Жерар Депардье объединились в «астерикс-обеликсовский» тандем. Кстати, «Между ангелом и бесом» режиссер Жан-Мари Пуаре снял практически на коленке — в перерыве между первыми и вторыми «Пришельцами», однако это не помешало фильму стать кассовым хитом. Есть ангелы, несущие добро и любовь. А есть те, которые курят, злоупотребляют алкоголем, не чураются бранных слов и «большой и чистой любви на одну ночь». Правда, они же интересуются, например, самым большим клубком бечевки в мире и могут воскресить погибшего пса. Вот про такого ангела и решила однажды рассказать миру Нора Эфрон. На главные роли она позвала Энди МакДауэлл, Боба Хоскинса и Уильяма Херта, а титульную партию отдала Джону Траволте. Получился фильм, который ожидаемо не понравился критикам, зато вошел в двадцатку самых кассовых лент года. Провинившихся ангелов могут сослать в местечко похуже ада — например, в Висконсин. Причем не на каких-то две-три тысячи лет, а до скончания веков. Но никто не ожидал, что однажды падшие ангелы найдут лазейку, которая позволит им вернуться в райские кущи. Правда, это чревато тем, что все сущее треснет по швам. Когда-то Кевин Смит умел шутить на самом деле смешно, и это было задолго до «Бивня» и «Йоганутых». «Догма» стала блестящим примером такого юмора. Чего стоит один только великий Алан Рикман, с вечно недовольным видом рассуждающий о своей работе в качестве Гласа Божьего! Ну, или пролог про утконосов. Или, наконец, Аланис Мориссетт в роли Бога. После того как Жерар Депардье и Кристиан Клавье отправились к галлам, их места заняли знойные красавицы: Виктория Абриль стала играть за хороших, а Пенелопа Крус — наоборот. Плацдармом боевых действий становится жизнь и душа боксера, погрязшего в долгах и собирающегося свести счеты с жизнью. Фильм-коллаборация целых четырех стран не прошел незамеченным: во-первых, получил 11 номинаций на премию «Гойя» (правда, ни в одной из них не выиграл); во-вторых, завоевал признание среди зрителей всего мира; в-третьих, оказался в нашем списке. Когда Люк Бессон не снимает про Никиту, он... да ладно, будем честны, если он не снимает про минипутов, он, так или иначе, снимает про Никиту. То она мстит за братика, то противостоит абсолютному злу, то начинает использовать мозг на 100%. В фильме «Ангел-А» французский режиссер подарил своей экшн-героине крылья. Ангел получился романтичным, немного забавным (когда Ри Расмуссен на каблуках возвышается над Жамелем Деббузом) и, разумеется, боевым. Может ли ангел жить в сарае, питаться насекомыми, слизнями и мышами? Может — особенно если у него темные крылья и лицо Тима Рота. «Скеллиг» рассказывает о том, что ангелу не страшны ни дождь, ни снег, ни град, но стоит только ему утратить веру в собственные силы, как сразу — сарай и слизняки. Фильм, снятый для британского телевидения, получился камерным и душевным, и кажется, что у него практически нет недостатков: Тим Рот уже тогда, в конце нулевых, был в том статусе, когда плохо играть у него просто не получается, а сама история получилась цепляющей и трогательной.
4 СЕНТЯБРЯ, 2020