Рецензии
Рецензия на фильм «ГОЛДА. СУДНЫЙ ДЕНЬ»
Ближний Восток, начало октября 1973 года. В Тель-Авиве неспокойно: хотя военные встревожены маневрами египетской армии на Синайском полуострове, разведка убеждена, что речи о войне быть не может — арабские войска слишком слабы. Глава израильского правительства Голда Меир (Хелен Миррен), несмотря на тревожные знаки, медлит с мобилизацией резервистов. В результате, когда 6 октября объединенные силы Египта и Сирии начинают войну против Израиля, страна застигнута врасплох. Теперь премьер-министру Меир придется не только координировать дерзкое контрнаступление, но и вести напряженные переговоры с американцами, которые не спешат поддержать своего союзника. Будучи по форме байопиком, содержательно «Голда» представляет собой политический триллер, рассказывающий о том, как принимались ключевые решения в израильском правительстве во время октябрьской войны 1973 года. И хотя сюжет строится в основном вокруг военного конфликта и закулисных переговоров, основной акцент в сценарии сделан на личность Голды Меир и ее восприятие событий. За счет превосходной игры Хелен Миррен эта комбинация психологии и политики работает очень эффектно. Миррен, которую здесь с трудом можно узнать в гриме, блестяще изображает сильную женщину в мужском мире генералов, дипломатов и политиков. Ее физическая слабость резко контрастирует с твердостью характера, и лучше всего эти особенности Меир видны даже не во время брифингов с штабными офицерами и телефонных разговоров с Вашингтоном, а во время бесед с личной ассистенткой Лу Каддар (Камилль Коттен). Миррен одинаково убедительна и когда ее героиня требует честно сообщать ей о любых признаках деменции («на подхалимов надежды нет»), и когда на равных беседует с госсекретарем сверхдержавы («выбирайте, на чьей вы стороне, мистер Киссинджер!»). Можно без преувеличения сказать, что роль Меир для британской актрисы — одна из самых ярких за всю многолетнюю карьеру. Впрочем, помимо актерского таланта Миррен, у фильма есть и другие сильные стороны. Главная из них — сценарий, в котором выдерживается отличная динамика, несмотря на то, что все действие, по сути, происходит в паре-тройке кабинетов. Наиболее подробно фильм освещает события первых — критически опасных для Израиля — дней войны, а также контратаку израильтян и дипломатический прорыв, положивший конец конфликту. Плотность событий остается крайне высокой, и за полтора часа экранного времени напряжение спадает лишь для того, чтобы с новой силой проявиться в следующей сцене. Режиссер Гай Наттив, в 2019-м получивший «Оскара» за короткометражку «Кожа», мастерски нагнетает саспенс, используя документальные кадры новостей и звук. Ход нескольких важных боев передан лишь через радиопереговоры, которые прослушивает Меир, но драматизма в этих сценах не меньше, чем в любом приличном военном экшене. Накал страстей не ослабевает и в редкие минуты покоя. Даже предлагая борщ Генри Киссинджеру (Лив Шрайбер) в своей скромной квартире, Голда Меир разговаривает с ним не только о русской литературе, но и о том, что американцам лучше поддержать Израиль в его борьбе против арабского мира. Правда, чтобы в полной мере проникнуться фильмом, желательно хотя бы в общих чертах знать о специфике арабо-израильского противостояния и понимать исторический контекст начала 1970-х годов. «Голда» содержит немало поясняющих титров и не забывает представлять действующих лиц, однако целый ряд важных деталей оставлен за кадром или обозначен вскользь. В частности, хотя фильм и показывает Меир на заседании комиссии по расследованию хода войны, выглядит это так, будто послевоенные дебаты закончились снятием всех претензий к лидерам страны. Между тем целый ряд высокопоставленных генералов был по рекомендациям комиссии смещен со своих постов (сама Меир избежала обвинений) — при этом в фильме действия израильской армии показаны если не образцовыми, то, по крайней мере, логичными. Да и вообще, о реакции общества на военный кризис толком ничего не сказано — война будто ведется в информационной пустыне, что особенно странно, учитывая, насколько чуткой была Меир к народным чаяниям. Впрочем, учитывая биографический характер картины, многие шероховатости объяснимы. Все-таки «Голда» — фильм не столько о войне, сколько о женщине и политике на фоне войны. Как и в любом парадном портрете, здесь важно общее впечатление, а не достоверность каждой отдельно взятой детали. Для всех поклонников Хелен Миррен и любителей остросюжетных исторических драм «Голда» станет приятным подарком.
7 СЕНТЯБРЯ 2023