Американская киноакадемия определила шорт-лист картин, из которых в январе выберет пятерку номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Среди прошедших первое сито отбора — представляющий Россию «Рай» Андрея Кончаловского.
Лента Кончаловского — о русской эмигрантке, попавшей в немецкий концлагерь — в этом году была отмечена призом за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале.
Любопытно, что из девяти отобранных картин, три посвящены теме Второй мировой войны. Помимо «Рая» это датская «Моя земля» Мартина Зандвлиета (о немецких военнопленных, которые зачищают от мин датское побережье) и представляющий Норвегию «Выбор короля» Эрика Поппе (о немецком вторжении в страну).
В шорт-лист попали фавориты этой «оскаровской» гонки немецкая комедия «Тони Эрдманн» Марен Аде и иранский «Коммивояжер» Асгара Фархади. Также присутствуют: «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана (Канада), «Танна» Бентли Дина и Мартина Батлера (Австралия), «Вторая жизнь Уве» Ханнеса Холма (Швеция) и швейцарский мультфильм «Жизнь кабачка», которого следует ожидать и в анимационной номинации.
Кого нет? В первую очередь, представляющего Францию фильма Пола Верховена «Она» с феноменальной Изабель Юппер. Во-вторую, попавшего в номинацию «Золотого глобуса» «Неруды» чилийца Пабло Ларраина и «Джульетты» Педро Альмодовара.
Формирование номинации проходит в два этапа. На первом члены Киноакадемии два месяца знакомятся со всеми выдвинутыми на соискание «Оскара» картинами и выбирают шесть лучших. Еще три фильм добавляет созданный специально под эту номинацию «оскаровский» комитет. Девять отобранных работ будут показаны киноакадемикам на специальных закрытых показах в уикенд 13-15 января (по три фильма в день) в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне. Новое голосование решит, какие фильмы окажутся в номинации.
Претендентов на награды премии «Оскар» объявят 24 января. Сама церемония пройдет 26 февраля 2017 года.
Далее по теме
Появились первые кадры из байопика «Мария» с Анджелиной Джоли
Специалист по нестандартным байопикам Пабло Ларраин («Джеки», «Спенсер», «Граф») опубликовал в сети первые кадры из своего нового биографического фильма «Мария», на которых Анджелина Джоли предстала в образе легендарной оперной певицы Марии Каллас. Производство байопика идет полным ходом (разумеется, с разрешения бастующей Гильдии актеров): съемки пройдут в Греции (Каллас — американка греческого происхождения, и ее дебют на оперной сцене состоялся в Афинах), Париже, Будапеште и Милане. Весь съемочный период займет восемь недель. «Мария» расскажет о последних днях жизни дивы, которые она провела в Париже в сентябре 1977 года. В последние годы жизни Каллас практически не появлялась на публике: она умерла в своей парижской квартире в возрасте 53 лет от дерматомиозита — редкого заболевания соединительной ткани и гладкой мускулатуры. Сценарий написал Стивен Найт. Помимо Джоли, в «Марии» снимаются Пьерфранческо Фавино, Альба Рорвахер, Халук Бильгинер, Коди Смит-МакФи и Валерия Голино. В российский прокат фильм выпустит компания «Экспонента».
10 ОКТЯБРЯ, 2023
Рецензия на фильм «ГРАФ»
Аугусто Пиночет (Хайме Вадель), изнуренный 250-летний вампир, пытается тихо сгинуть в небытие в семейном доме. Но покинуть бренный мир для бессмертного кровососа оказывается непросто: дети, как стервятники, требуют реликвии, продажи которых хватит на безбедное существование, супруга Лусия (Глория Мюнхмайер) просит обратить ее в вампиршу и начать кровавые похождения заново, а тут еще некстати объявилась молодая французская бухгалтерша Кармен (Паула Лухзингер), грозящая вновь пробудить волю к жизни. Пабло Ларраин родился через два года после прихода Пиночета к власти и через год после того, как Серхио Ортега написал «El pueblo unido jamás será vencido». После надрывного «Нет» и экспериментов с формой байопика на заморских землях («Джеки» и «Спенсер») чилийский постановщик вновь обращается к наследию родной страны, но уже с холодной головой. Драпировка исторического прошлого жанровыми элементами — вообще признак выздоравливающего социума: требуются годы психологической реабилитации, чтобы национальное культурное поле сместилось в сторону от великих побед и/или бесславных страниц. В вопросе формы Ларраин намеренно привязывает себя к опорным столбам: на протяжении всего хронометража «Граф» обращается к «Носферату» Мурнау и — в меньшей степени — к «Страстям Жанны д’Арк» Дрейера. Монохромная картинка, почти несмолкающая музыка, экспрессивная жестикуляция и растянутые созерцательные сцены — те самые столпы — удерживают контрастные диалоги (столь же театральные, сколь и пестрящие обсценной лексикой), легкий флирт с расчлененкой и без труда считываемые посылы. Местами, впрочем, чилиец заигрывается: «Граф», как и его «герой», всеми силами оттягивает появление финальных титров, и к концу появляется ощущение, что минут 10 можно было без зазрения совести оставить в монтажной. В Венеции фильм вампирскими клыками ухватил приз за лучший сценарий, и именно в пересказе его история выглядит любопытнее всего. Несмотря на обилие элементов, их сумма не насыщает. Поклоны классике выглядят уставшими и к финалу только что не хрустят позвонками. Сатира вроде бы плюется едкой слюной — досталось и политикам разных стран, и местной католической церкви, — но держится в рамках приличия и словно стесняется сатирить по-настоящему. Размозженные молотом лица, пульсирующие сердца и гипетрофированные чавкающие звуки словно одолжили у французских коллег из начала нулевых: рядом с реликтами, доставшимися «Графу» от Мурнау, gore лишь усиливает ощущение экспозиционности и музейности происходящего. Этому эффекту способствует и чарующий голос рассказчицы Стеллы Гонет. У картины, безусловно, есть клыки, но они такие же затупившиеся, как у упыря Пиночета. А вот простецкий посыл, наоборот, интригует: не обращайте внимания на кажущийся уничижительным эпитет. Финальная точка Ларраина — в бессмертности зла: можно плюнуть Пиночету на гроб и вновь сделать политический крен влево, но со смертью кровавых диктаторов не умрут ни их душераздирающие методы, ни их губительные идеи. Если ранее в фильме Ларраина тянуло подушнить, то эту мысль он разворачивает без эстетства, по-пролетарски: и с драматургической, и с художественной точки зрения. Однако за простотой скрывается рефлексия: наблюдения не умозрительные, а прожитые, и этот опыт неизбежно интернационален.
6 ОКТЯБРЯ, 2023
В Венеции победил фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные»
В минувшие выходные финишировал 80-й Венецианский международный кинофестиваль. Главный приз смотра — «Золотого льва» — жюри присудило картине Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Главную роль в экранизации одноименного готического романа Аласдера Грея сыграла Эмма Стоун, ранее уже снимавшаяся у Лантимоса в «Фаворитке». Гран-при жюри достался новой ленте японца Рюсукэ Хамагути «Зла не существует». «Серебряного льва» за лучшую режиссуру получил Маттео Гарроне, представивший в Венеции драму о мигрантах «Я — капитан». Еще одна картина о мигрантах, «Зеленая граница» Агнешки Холланд, удостоилась Специального приза жюри. «Кубок Вольпи» за лучшие актерские работы получили Кейли Спэйни, сыгравшая Присциллу Пресли в байопике Софии Копполы «Присцилла», и Питер Сарсгаард за работу в картине мексиканца Мишеля Франко «Память». Приз имени Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру завоевал сенегалец Сейду Сарр, сыгравший в уже упомянутой ленте «Я — капитан». Наконец, за лучший сценарий жюри наградило Гильермо Кальдерона и Пабло Ларраина, которые в политической сатире «Граф» представили чилийского диктатора Аугусто Пиночета в образе вампира.
11 СЕНТЯБРЯ, 2023
Показать еще