Подборки
Упражнения в прекрасном: «Амели» и еще 20 самых красивых фильмов в истории кино
Эпическая картина о британском археологе, дипломате и разведчике Томасе Эдварде Лоуренсе и событиях Арабского восстания 1916-1918 гг. была запрещена к показу многими арабскими странами — там посчитали, что в фильме Дэвида Лина много искажений. Тогда Омар Шариф показал картину Гамалю Абделю Насеру. Президенту Египта фильм понравился, он дал добро на прокат, и в стране пирамид лента стала хитом. Американская киноакадемия тоже не осталась равнодушной: лента получила аж 7 «Оскаров», включая награду в главной номинации. Стэнли Кубрик так горел идеей фильма про космические путешествия и исследования, что погрузился буквально во все аспекты его создания: от выбора ткани для костюмов до дизайна космических кораблей. Результатом усилий режиссера-перфекциониста стали «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и неофициальный статус лучшей фантастической картины всех времен. Госкино долгое время не давало Андрею Тарковскому перенести на экран сценарий «Белый, белый день». Когда фильм, получивший название «Зеркало», все же был снят, в Госкино на него отреагировали так: «У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!» Но ограниченный прокат в СССР (ленту показали всего в нескольких кинотеатрах) не помешал фильму в ближайшие несколько лет с успехом пройти за границей — например, в Италии он стал лучшим иностранным фильмом 1980 года. Легендарный фильм ужасов Дарио Ардженто о серии таинственных убийств, которые происходят в престижной балетной школе, запоминается не только своей тревожной атмосферой, но и ярким видеорядом. Все дело в том, что перед началом съемок режиссер велел оператору Лучано Товоли посмотреть анимационный фильм «Белоснежка и семь гномов»: Ардженто хотел, чтобы цветовая схема хоррора была смоделирована на основе классического диснеевского мультика. Получилось довольно вычурно (для хоррора), но невероятно красиво. Китайские власти пристально следили, чтобы никто не мешал работе над историей последнего императора Китая Пу И — они даже не пустили королеву Великобритании Елизавету II в Запретный город во время ее визита в КНР. Дело в том, что именно там в это время режиссер Бернардо Бертолуччи и оператор Витторио Стораро снимали грандиозную сцену коронации. Старания создателей эпика Академия оценила в 9 «Оскаров». Джим Джармуш готовился к съемкам философского вестерна очень тщательно — он добился того, чтобы поселения индейцев и индустриальные города в картине соответствовали времени, о котором ведется повествование (70-е годы XIX века). Также режиссер потратил много времени, чтобы найти кинопленку с нужными ему черно-белыми оттенками. История, в которой один человек объединил разобщенные княжества в Империю. Для съемок был полностью реконструирован дворец Сяньян — именно в этих декорациях снималась большая часть киноленты Ченя Кайгэ, а сейчас они служат тематическим парком. Усилия китайских кинематографистов были высоко оценены на Каннском фестивале, где фильм получил Технический Гран-при. Лента основана на одноименном романе знаменитого фантаста Ричарда Мэтисона, но Американская киноакадемия оценила не адаптированный сценарий, а работу, которую проделали специалисты по визуальным эффектам — с их помощью режиссер Винсент Уорд воспроизвел картины рая, ада и чистилища. Зрелище получилось и невероятно прекрасное, и жуткое. Тайваньский фильм-уся о поисках легендарного меча стал международным хитом: в мировом прокате «Крадущийся тигр...» собрал $213,5 млн (при бюджете в $17 млн). Также картина Энга Ли получила отличную прессу и множество значимых наград: четыре «Оскара» (включая награды за операторскую работу и декор), четыре премии BAFTA, два «Золотых глобуса». Фантастический триллер о том, что происходит в больном сознании серийного убийцы, — дебютная картина визионера Тарсема Сингха. Дженнифер Лопес, исполняющая в фильме главную роль, хотела для себя удобные костюмы, однако ей было отказано — по замыслу режиссера, в кошмарах маньяка актриса должна была испытывать дискомфорт, чтобы более убедительно передавать состояние своей героини. Изначально Вонг Кар-Вай планировал снимать эту тонкую, изысканную мелодраму в столице Китая, а рабочим названием фильма было «Лето в Пекине». Однако худсовет на континенте, ознакомившись со сценарием, не дал режиссеру разрешение на съемку. Поэтому и производственный процесс, и место действия пришлось перенести в Гонконг. Вероятно, оно и к лучшему, потому что результатом стала одна из самых красивых любовных историй всех времен. Режиссер Жан-Пьер Жене хотел, чтобы фильм получился ярким и красочным, поэтому в тех местах Парижа, где были сняты основные сцены, декораторы очистили стены от граффити и надписей. Легкая картина о молодой парижанке, живущей в мире своих фантазий, получила множество призов, а уникальный визуальный стиль, выработанный еще в совместных работах с художником Марком Каро («Деликатесы», «Город потерянных детей»), стал визитной карточкой французского постановщика. Фильм Такеши Китано состоит из трех трагических новелл, частично основанных на пьесе Тикамацу Мондзаэмона. Примечательно, что в картине представлены четыре времени года, и каждое из них обозначено не только картинами природы, но и оттенками красок в интерьерных съемках и костюмами героев. Кстати, за костюмы отвечал знаменитый японский модельер Ёдзи Ямамото. Исторический триллер Чжана Имоу о покушении на первого императора объединенного Китая стало настоящим произведением искусства. Картина, приправленная элементами уся, состоит из трех сегментов, в каждом из которых преобладает определенный цвет (красный, голубой и белый). Кроме того, в «Герое» виртуозно демонстрируется искусство каллиграфии, а батальные сцены поражают своим масштабом — в массовке было задействовано 18 тысяч солдат Национально-освободительной армии Китая. Эпическую историю, которая разворачивается на далекой и прекрасной планете Пандора, Джеймс Кэмерон разрабатывал четырнадцать лет — первую версию сценария он написал еще в 1995 году. А потом режиссеру оставалось только дождаться момента, когда производственные мощности позволят воплотить в жизнь придуманный им мир. Как результат — повальное оснащение кинотеатров всего мира современными 3D-проекторами, кассовые сборы в $2,847 млрд и три премии «Оскар» — за операторскую работу, декорации и визуальные эффекты. Историю о ребенке, которому приходится формировать картину мира из двух родительских (диаметрально противоположных) представлений о реальности, Терренс Малик придумал еще в 1978 году (тогда проект назывался «Q»), но начались съемки лишь в 2008-м. Воплощать свое режиссерское видение на пленке Малик позвал титулованного Эммануэля Любецки. В результате эта поэтическая картина завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Идея фильма о том, как к Земле направляется планета, способная ее уничтожить, родилась у Ларса фон Триера во время сеанса психотерапии, когда он лечился от депрессии. Отчасти поэтому большая часть личности главной героини, сыгранной Кирстен Данст, основана на личности самого режиссера. Снималась же «Меланхолия» в шведском городе Тролльхеттан — в поместье, похожем на место действия великой (и, кстати, тоже очень красивой) сюрреалистической картины «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). Паоло Соррентино так проникся главным героем, который впадает в тоску от бесконечной вечеринки римской богемы, что даже хотел назвать фильм «Аппарат человека» — именно так называется вымышленный роман, написанный протагонистом. Впрочем, настоящим главным героем картины стал сам Вечный город, достопримечательности которого Соррентино снимал в необычное время суток и с самых неожиданных ракурсов — потому и выглядят они совсем не так, как в туристических буклетах и роликах. Фильм заслужил сравнения с шедеврами Федерико Феллини «Рим» и «Сладкая жизнь». Титульную роль в фильме Уэса Андерсона «исполнил» старый выполненный в стиле ар-деко универмаг Karstadt, расположенный в Саксонии — на границе Германии, Чехии и Польши. Кроме того, на дизайн отеля «Гранд Будапешт» повлиял декор двух гостиниц в Карловых Варах — Bristol Palace и гранд-отель Pupp, а также отель Gellert в Будапеште. Усилия художников и модельеров были по достоинству оценены Академией: фильм получил четыре «Оскара», включая награды за декор, костюмы и грим (например, Тильду Суинтон гримеры превращали в древнюю старуху перед съемками по пять часов). Это первый за долгое время фильм Кристофера Нолана, который постановщик снимал без оператора Уолли Пфистера — на площадке «Интерстеллара» за камерой стоял Хойте Ван Хойтема (он же впоследствии работал с Ноланом над «Дюнкерком» и «Доводом»). Смена оператора не отразилась на красоте картины — фантастическая лента получила пять номинаций на «Оскар» и выиграла в категории «Лучшие визуальные спецэффекты». Одной из отличительных особенностей эпатажного хоррор-триллера о мрачной изнанке модельного бизнеса стали яркие и насыщенные цвета. Режиссер Николас Виндинг Рефн объяснил это тем, что на самом деле он является дальтоником и может различать только контраст и основные цвета. Свой «неоновый» цикл Рефн начал с «Драйва» и с тех пор не изменяет этому стилю, а в «...демоне», наполненном эффектными девушками и различными атрибутами фэшн-индустрии, неоновые кошмары выглядят особенно завораживающими. Вот уж точно: красота — это страшная сила!
5 ИЮЛЯ, 2021