Рецензии
Рецензия на фильм «ФОРСАЖ 10»
Старый враг вновь нарушает заслуженный покой семьи Торетто. Десять лет Данте (Джейсон Момоа), сын наркобарона Эрнана Рейеса, вынашивал план жестокой мести Доминику (Вин Дизель) и его близким за то, что те лишили его отца и наследства. Ему мало просто убить знаменитого гонщика, он хочет заставить его страдать. Главной целью безумного социопата Данте становится сын Доминика. Эпопея о машинах и семейных ценностях «Форсаж» медленно, но неизбежно клонится к финалу. Мегаломанский проект за двадцать с лишним лет оброс своей мифологией, десятками персонажей, популярными мемами и превратился в регулярный летний аттракцион, который уже никто не воспринимает всерьез — за исключением, конечно, Вина Дизеля. Уже девятая глава франшизы наглядно показала кризис идей и отсутствие понимания, куда эту махину двигать дальше. Режиссер Джастин Лин ударился в метаиронию, экранизировал интернет-шутки (про нарушения законов физики и полеты в космос на машинах) и довел философию крепких семейных уз до предела и абсурда. По-видимому, в десятой и одиннадцатой частях (уже и двенадцатая анонсирована) он хотел продолжить экспериментировать с мифологией «Форсажа», но это не понравилось Дизелю — главному двигателю франшизы. В последний момент из-за творческих разногласий (да-да, творческие разногласия в «Форсаже»!) Лин покинул проект, а на его место пришел француз Луи Летерье, известный по «Невероятному Халку» и авантюрному триллеру «Иллюзия обмана». Под его руководством «Форсаж» окончательно скатился в обыкновенный капустник без вкуса и идей. Чего всегда не хватало всем «Форсажам», так это хорошего злодея. Серии нужен был свой Блофельд, как в бондиане, некий ультимативный антагонист, который бы вечно противостоял семье Торетто. Отчасти им стала Сайфер, героиня Шарлиз Терон в восьмой главе, но очень скоро она стала лишь очередным персонажем киновселенной. В «Форсаже 10» наконец-то такой злодей появился — сын наркобарона из «Форсажа 5» по имени Данте. Момоа изобразил на экране полную противоположность герою Дизеля. У него нет моральных ценностей, а самое страшное — нет семьи. Данте — коварный и всесильный социопат, получающий наслаждение от страданий других. Неслучайно Сайфер называет его самим дьяволом, воплощением зла, перед которым спасовала даже она. Данте воплощает собой все страхи Доминика. Он показывает, в общем, как Торетто устарел, что его время проходит. Вместо ручной коробки передач Данте использует дистанционное управление и искусственный интеллект — образ бесчеловечной современности. Неслучайно и первой его целью становится Ватикан: Доминик, чей крест стал главным фетишем «Форсажа», обязан предотвратить уничтожение центра христианской культуры. В «Форсаже 10» семья Торетто противостоит всему стремительно меняющемуся миру в лице манерного и циничного Данте. К сожалению, удачный и правильный поворот в серии в сторону ультимативного суперзлодея произошел в, пожалуй, самой незапоминающейся (может, наравне с девятой) части. «Форсаж» всегда удивлял и увлекал безумными трюками и немыслимыми погонями с сотнями побитых машин. Но у Летерье все экшен-сцены вызывают ощущение вторичности. Да, Торетто влетает носом машины в строительный кран, чтобы тот задержал падающую бомбу, и за рулем сталкивает в небе два вертолета, но всему этому как-то не хватает былого пафоса, как, например, в частях Джастина Лина и Джеймса Вана. В десятой главе непривычно много диалогов, звучащих к тому же до смешного глупо. Фильм в итоге строится не столько на погонях и драках, сколько на встречах со старыми знакомыми. Вот старушка Квини (Хелен Миррен) похлопывает по плечу Доминика и бросает цитату из «Римских каникул», вот Шоу (Джейсон Стэйтем) в гараже из «Хоббса и Шоу» собирает арсенал вооружения, а тут Джейкоб (Джон Сина) гоняет на стареньком «фиате» и поет песни из 90-х. Появятся и другие персонажи, по традиции воскресшие в самый неожиданный момент. Череда встреч старых друзей и врагов (занимающих часто от силы 5-10 минут экранного времени) превращается в хоровод узнаваний и последующих ничем не мотивированных драк, что плохо сказывается на основном сюжете и его восприятии. Противостояние Дизеля и Момоа часто просто теряется на фоне очередной бессмысленной стычки членов семьи Торетто. Ненужных сцен здесь чересчур много, а сюжет даже по меркам «Форсажа» изобилует бредовыми поворотами и «богами», выскакивающими в прямом смысле «из машины». Очевидно, что, как и в марвеловском «Финале», герои франшизы потихоньку собираются вместе для последнего боя. Но «Форсаж 10» кончается вовсе не им, а глуповатым клиффхэнгером, который вряд ли оставит в напряжении даже самого беззаветного поклонника семьи Торетто. Открытый финал «Форсажа 10» смотрится хуже, чем все утомляющие встречи и выяснения отношений персонажей друг с другом. У создателей серии явно не осталось ничего, чем они могли бы увлечь зрителей, кроме бесконечных возвращений героев из разных частей. Нет сомнения, что Пол Уокер будет оцифрован и в какой-то момент тоже спасет Торетто, как в старые добрые времена. Хочется надеяться, что авторы все-таки не станут отправлять Доминика и его семью в прошлое. Хотя, конечно, там им всем и место.
15 ИЮНЯ, 2023