Вчера на 91-м году скончался Ричард Аттенборо, английский актёр, режиссёр и продюсер, кавалер ордена Британской империи, «оскароносец».
Актёрская карьера Аттенборо стартовала в театре и в кино во время Второй мировой войны. На шестидесятые пришлись его самые громкие работы «дорежиссёрского» периода: в 1964-м он получает премию BAFTA, как лучший актёр, за роли в картинах «Пушки при Батаси» и «Сеанс дождливым вечером», годом ранее играет одну из главных ролей в «Великом побеге» Джона Стерджеса.
В конце пятидесятых он создаёт собственную кинокомпанию, а в 1969 году дебютирует в режиссуре антивоенным мюзиклом «О, что за чудесная война». Свои два «Оскара», как продюсер и режиссёр, он зарабатывает биопиком «Ганди», признанным Американской киноакадемией лучшей картиной 1982 года. Аттенборо также поставил такие ленты, как «Мост слишком далеко», «Кордебалет» и «Чаплин». Последней его режиссёрской работой стала лента 2007 года «Замыкая круг». Как актёр, он продолжал работать до начала нулевых. Среди его актёрских работ — «Парк юрского периода», «Елизавета», «Чудо на 34-й улице».
Ричард Аттенборо ушёл из жизни в лондонском доме престарелых, где с прошлого года жил со своей женой.
Далее по теме
РОБОТЫ, ДИНОЗАВРЫ, МЕДИЦИНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ХАРРАСМЕНТ: 10 главных фильмов Майкла Крайтона
Американский спутник разбивается возле небольшого городка в штате Нью-Мексико, после чего почти все его жители умирают жуткой смертью. Правительство собирает команду ученых, которая должна разобраться в ситуации. Минималистичный сай-фай-триллер, снятый Робертом Уайзом, примечателен тем, насколько эффектно режиссер поддерживает саспенс при низкой динамике событий и скромных спецэффектах. Отметить стоит и операторскую работу Ричарда Клайна, использовавшего сплит-скрин и показавшего еле заметные под микроскопом бактерии так, что это вызывает напряжение. Двое друзей прибывают на отдых в парк развлечений «Делос», где неотличимые от человека андроиды населяют три тематических зоны — «Средневековый мир», «Римский мир» и «Мир Дикого Запада». В аутентичной исторической обстановке гости могут делать что хотят, в том числе сражаться с рыцарями, легионерами и ковбоями. Но когда среди андроидов начинает распространяться вирус, роботы превращаются из безобидных статистов в настоящих убийц. Первый фильм, снятый Майклом Крайтоном в качестве режиссера, оказался самым значимым его детищем вне «динозавровой» франшизы. Спустя четыре десятилетия он стал основой для одного из важнейших сериалов 2010-х, авторы которого активно использовали множество тем и концептов Крайтона. Но даже если опустить современное прочтение, «Мир Дикого Запада» в любом случае заслуживает пристального внимания благодаря множеству находок, растащенных на цитаты. Достаточно упомянуть лишь съемку от первого лица и светящийся красный глаз андроида (героя Юла Бриннера), которые спустя одиннадцать лет появятся в «Терминаторе». Ученый Гарри Бенсон (Джордж Сигал), страдающий эпилепсией, решается на рискованный эксперимент: в его череп имплантируют электроды, подавляющие приступы, что позволит Гарри жить нормальной жизнью. Операция проходит успешно, однако вскоре выясняется, что у нее есть неожиданный побочный эффект, превращающий утонченного интеллектуала в кровожадного психопата. Вопреки завязке, из которой легко можно было сделать динамичный триллер о гениальном маньяке, режиссер Майк Ходжес оформил историю как философскую притчу о невозможности обмануть природу. В этом смысле «Человек, несущий смерть» достаточно точно следует проблематике романа Крайтона, который в начале 1970-х одним из первых затронул тему высоких рисков модификаций человеческого поведения с помощью компьютерных технологий. Сьюзан (Женевьев Бюжо), сотрудница одной из больниц Бостона, обращает внимание на рост числа пациентов, во время операций неожиданно впадающих в коматозное состояние. Нити ее расследования ведут в загадочный Институт Джефферсона, где светила медицины изучают феномен комы. Крайтон снял этот фильм по роману другого писателя (и врача по первой профессии) — Робина Кука, и это тот редкий случай в его фильмографии, когда сюжет начисто лишен элементов фантастики. «Кома» — добротный медицинский триллер, в котором интрига закручена вокруг обычных человеческих пороков вроде алчности и желания использовать врачебные привилегии для расширения собственной власти. Пластический хирург Ларри Робертс (Альберт Финни) узнает, что одна из его пациенток совершила самоубийство. В ходе общения с полицией и другими пациентками Робертс узнает, что это далеко не единственный странный случай суицида за последнее время. Доктор выясняет, что следы всех инцидентов ведут в корпорацию, занимающуюся разработками в области цифровых технологий. Фильм провалился в прокате и был прохладно встречен критиками, но сейчас он кажется самой недооцененной режиссерской работой Крайтона. И дело не только в том, что «Сотворивший красоток» был одним из ранних примеров использования CGI. Куда важнее то, что Крайтон весьма правдоподобно изобразил мир, в котором виртуальные личности приносят вполне реальные деньги. И более того: сюжет предвосхищает возникновение феномена дипфейков и связанные с этим этические и юридические проблемы. В недалеком будущем полицейский Джек Рэмси (Том Селлек) занимается обезвреживанием роботов, вышедших из-под контроля. Когда обычный домашний робот намеренно убивает человека, Рэмси начинает расследование, которое приводит его в компанию доктора Лютера, гения робототехники. Вскоре становится ясно, что Лютер лелеет грандиозные планы по милитаризации дроидов, рассчитывая превратить их в идеальное оружие. «Охота на роботов» оказалась в тени кассовых успехов «Терминатора» и была неоднозначно встречена критиками, однако в фильмографии Крайтона занимает не последнее место. Здесь привычный сюжет полицейского боевика о борьбе честного копа против алчных корпораций помещен в сеттинг, напоминающий нашу современность. Плотность любопытных деталей очень высока: в кадре мелькают радиоуправляемые снаряды, боевые дроны, системы «умного дома» и даже портативные консоли вроде Nintendo Switch. В этом смысле «Охота на роботов» — из тех редких фильмов, которые смогли предугадать не только общую траекторию развития, но и конкретные формы повседневных технологий. Миллиардер Джон Хэммонд (Ричард Аттенборо) собирает на живописном острове группу экспертов, которым собирается показать уникальный парк развлечений. Взору гостей предстают живые динозавры, воссозданные с помощью передовых генетических технологий. Но первоначальное восхищение сменяется ужасом, когда тропический шторм повреждает систему безопасности парка, и доисторические монстры оказываются на свободе. Один из важнейших блокбастеров 1990-х, основанный на самой известной книге Крайтона, до сих пор остается образцом развлекательного кино. И хотя события фильма охватывают лишь небольшую часть приключений, описанных в книге (материала в романе хватило еще на парочку сиквелов франшизы!), Стивен Спилберг по максимуму использовал доступные на тот момент технологии, чтобы продемонстрировать огромный потенциал идеи о воскрешении динозавров. Том Сандерс (Майкл Дуглас) ожидает продвижения по службе, однако повышение получает его бывшая девушка Мередит (Деми Мур). После того как Мередит пытается склонить Тома к сексу и получает отказ, жизнь Сандерса превращается в кошмар. Никто не верит его версии событий, и, что хуже, скандал угрожает остановить долгожданное слияние компании с издательским домом. Но Том намерен бороться за свою репутацию и работу до конца. «Разоблачение» — фильм, на десятилетия опередивший свое время, однако не в смысле прогнозов развития науки и техники, а в показе неоднозначности проблемы харассмента в ее гендерном аспекте. Здесь источником угрозы выступает не мужчина, как в большинстве сталкинг-триллеров, а женщина, использующая образ жертвы и служебное положение. Конечно, в сюжете есть и привычные для крайтоновских романов элементы технотриллера, но основной упор здесь сделан на исследование динамики власти в неравных отношениях. На дне Тихого океана обнаружен огромный космический корабль, упавший на Землю миллионы лет назад. Команда из трех ученых проникает внутрь звездолета и обнаруживает там огромную сферу — артефакт инопланетной цивилизации, обладающий разумом. Вскоре выяснится, что сфера способна не только общаться с людьми, но и превращать их мысли в реальность. «Сфера» — один из самых глубоких романов Крайтона, в котором тесно переплетаются элементы психологического триллера, философской притчи и глубоководного хоррора. Барри Левинсон смог передать в адаптации не только основные сюжетные повороты, но и многослойную проблематику книги, сделав ставку не на спецэффекты, а на актерские работы. В этом смысле «Сфера» отчасти напоминает «Штамм Андромеда», только в фокусе внимания здесь не столько инопланетная угроза, сколько вопрос о том, может ли человек уживаться с силой, воплощающей его собственные фантазии и страхи — тема, сближающая «Сферу» с «Солярисом», хотя расстановка акцентов здесь все же иная. Ахмед ибн Фадлан (Антонио Бандерас), придворный поэт в халифате Аббасидов, отправлен с дипломатической миссией к волжским булгарам. Однако из-за нападения кочевников поход срывается, и Фадлан попадает к викингам, найдя убежище в их поселении. Но отдохнуть от передряг не получится: Ахмеда вербуют в отряд, который должен сразиться с монстрами, известными как «пожиратели мертвых». В основе фильма — один из самых необычных для Крайтона романов «Пожиратели мертвых», построенный на соединении сюжета «Беофульфа» и исторических источников, но начисто лишенный научно-фантастических элементов. Экранизация Джона МакТирнана (сам Крайтон тоже поучаствовал в процессе в качестве режиссера) провалилась в прокате, но виной тому исключительно производственные проблемы. Фильм изобилует впечатляющими декорациями, батальными сценами и роскошными костюмами, так что смотрится достойным внушительного бюджета в $160 миллионов.
9 ИЮНЯ, 2023
НЕ БОНДОМ ЕДИНЫМ: 12 ярких образов Пирса Броснана
Чтобы усовершенствовать опыты над мозгом, доктор Лоуренс Анджело (Пирс Броснан) решает вместо приматов использовать умственно отсталого чернорабочего Джоуба Смита (Джефф Фэйхи). Но как только исследования начинают приносить плоды, все выходит из-под контроля, и к делу подключаются военные. Фильм называется так же, как и одноименный рассказ Стивена Кинга, но вдохновлялись создатели книгой Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона». Броснан играет молодого ученого, который готов пойти на все, чтобы закончить свой эксперимент. В 1996 году вышло продолжение без Броснана и других создателей оригинала, но картина не имела коммерческого успеха. Группа вулканологов отправляется в небольшой городок у подножия вулкана, который может скоро проснуться. Так и не найдя подтверждения своей теории, группа собирается уезжать, но вулкан решает иначе, а Гарри Далтон (Броснан), рискуя жизнью, едет спасать мэра (Линда Хэмилтон) и ее семью, с которой он успел подружиться. Кассовый провал фильма ($178 млн мировых сборов про $116-миллионном бюджете) не позволил режиссеру Роджеру Дональдсону стать еще одним Роландом Эммерихом — с тех пор ему не доверяли большие бюджеты. Но работа Броснана и впечатляющие спецэффекты запомнились, и фильм нередко появляется в топах самых амбициозных проектов 1990-х. Миллиардер Томас Краун (Броснан) ввязывается в игру в кошки-мышки с детективом страховой компании Кэтрин Бэннинг (Рене Руссо), украв картину Клода Моне из «Метрополитен-музея». Новая версия хита тридцатилетней давности предвосхитила еще один ремейк об обаятельных жуликах, но, в отличие от Оушена и его друзей, у богача Крауна совсем другие мотивы: он крадет, потому что может. Броснан играет всю тоску мира — его скучающий герой хватается за шанс развлечься и проверить, сможет ли ему сойти с рук настолько дерзкая шалость. Арчи Беллани (Броснан) с детства мечтал перебраться из Англии в Канаду. И в подростковом возрасте ему это удается. На новом месте он находит друзей, любовь и борется за сохранность природы. Снял байопик канадского писателя режиссер «Ганди» Ричард Аттенборо. Броснан предстает здесь в необычном образе — он скорее ковбой, чем индеец. Сама же картина очаровывает красотой природы и неспешным повествованием, поднимающим актуальные вопросы экологии. Сотрудника британской разведки Энди Оснарда (Броснан) за любовную интрижку переводят из Испании в далекую Панаму. Шпион не унывает и решает выслужиться перед Лондоном, разузнав тайны местной политической элиты, связанные с Панамским каналом. Экранизация шпионского романа Джона Ле Карре в неспешном писательском темпе с помощью впечатляющего актерского состава (помимо Броснана, в фильме сыграли Джейми Ли Кертис и Джеффри Раш) рассказывает о политических играх и о том, какое место в них может занять маленький человек. Герой Броснана, устав от рутины, предпочитает женские объятия, а важные дела оставляет на потом. Отошедший от противозаконных дел Макс Бердетт (Броснан) наслаждается заслуженной пенсией на Карибах — до тех пор, пока в его жизни снова не появляется агент ФБР Стэн Ллойд (Вуди Харрельсон), сообщающий, что совсем неподалеку находится тот самый бриллиант, которого еще нет в коллекции Макса. Хитроумную комедийную догонялку снял Бретт Ратнер. Броснан играет азартного, но подуставшего от приключений авантюриста, который никак не может определиться, что для него важнее — напарница (Сальма Хайек) или новое дело. Два лучших адвоката по разводам, Дэниэл Рэфферти (Броснан) и Одри Вудс (Джулианна Мур), постоянно сталкиваются в зале суда. Они давно нравятся друг другу, но профессиональная конкуренция мешает им дать волю чувствам, а новое дело и вовсе способно разрушить все хорошее, что есть между ними. Комедийная мелодрама от режиссера «Агента Джонни Инглиша» Питера Хауитта — удачная сатира на отношение к браку в современном обществе. Броснан вкладывает всю душу в образ неоднозначного адвоката, который оказывается лучше, чем его привыкли видеть. Бизнесмен Денни Райт (Грег Киннир) знакомится в баре с киллером Джулианом Ноублом (Броснан). Дойдя до определенной алкогольной кондиции, они делятся друг с другом сокровенным. А вскоре на пороге семьи Райт оказывается Джулиан, проваливший несколько заданий и считающий, что заказчики захотят расправиться с ним. Фильм продолжает традиции «Девяти ярдов». В «Матадоре» все условно, и юмор помогает переживать душевные и материальные проблемы. Персонаж Броснана — депрессивный киллер, и это дает возможность актеру вволю поиронизировать над той же бондианой. Гидеон (Броснан) пытается уйти от преследования наемников, которых возглавляет Карвер (Лиам Нисон). Что бы ни придумывал герой, как бы ни пытался сократить количество врагов — они все равно постоянно оказываются неподалеку. В вестерне-перевертыше сериального режиссера Дэвида Фон Энкена Броснан играет бывшего военного, который пытается убежать от прошлого и найти себя в настоящем. Главная интрига фильма заключается в вопросе: почему Карвер так отчаянно преследует Гидеона и не дает никому его убить раньше времени? Человека без имени (Юэн МакГрегор), пишущего за знаменитостей мемуары, приглашают закончить книгу бывшего британского премьера Адама Лэнга (Броснан) — предшественник писателя погиб, а сроки поджимают. Для быстрого входа в процесс гострайтера поселяют рядом с Лэнгом, его женой и секретаршей, и тут же начинается политический скандал вокруг главного героя будущей книги. Одна из лучших работ позднего периода Романа Поланского — детективный триллер, позволяющий актерам полностью раскрыть на экране свой потенциал. Броснан изображает загадочного политика, который ведет хитрую игру на глазах у приближенных и своего биографа. Морин (Тони Коллетт), Джей (Аарон Пол), Мартин (Броснан) и Джесс (Имоджен Путс) знакомятся на крыше, тем самым спасая друг друга от самоубийства, и заключают соглашение, что, если ничего в их жизни не изменится, они еще раз встретятся и закончат начатое. Экранизация бестселлера Ника Хорнби — писателя, который сочиняет захватывающие истории о маленьких людях. У создателей «Долгого падения» получилась достойная трагикомедия с черным юмором и верящими в своих героев актерами. Персонаж Броснана — бывший телеведущий с уничтоженной репутацией, которому удается найти настоящих друзей. Лондонскому ресторатору и бывшему военному Кван Мин Нгоку (Джеки Чан) приходится пойти на крайние меры, чтобы узнать имена террористов, виновных в смерти его дочери. В качестве, человека, от которого можно получить необходимую информацию, герой выбирает чиновника Лиама Хеннесси (Броснан). Но дело усложняется, и вот оба уже охотятся друг на друга. Экранизацию романа Стивена Лезера «Китаец» поставил Мартин Кэмпбелл, у которого Броснан снимался в «Золотом глазе» — своем бондовском дебюте. Экшен-триллер показывает с незнакомой зрителям стороны Джеки Чана, а Броснан воплощает всю неоднозначность власти, далеко не всегда принимающей верные решения.
16 МАЯ, 2023
Amazon экранизирует мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов»
Библейский мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» (Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat) станет фильмом — полнометражную экранизацию решил запустить в производство сервис Amazon. Командовать на съемочной площадке будет режиссер «Иллюзии обмана 2» и «Безумно богатых азиатов» Джон М. Чу, для которого музыкально-танцевальное кино — дело привычное: он начал карьеру с сиквела дэнс-драмы «Шаг вперед», а в последние годы отметился мюзиклами «На высоте мечты» и «Злая». Либретто Тима Райса основано на ветхозаветной истории об Иосифе — любимом сыне Иакова, ставшем жертвой зависти своих братьев, которые сначала хотели его убить, но в итоге продали в рабство в Египет. Там Иосиф прославился как толкователь загадочных снов и в этом качестве оказался при дворе фараона, а затем стал самой влиятельной фигурой в Египте. Известно, что для Чу «Иосиф…» всегда был проектом мечты. В 1999 году мюзикл уже был экранизирован — в британской постановке Иосифа сыграл Донни Озмонд, а роль Иакова досталась сэру Ричарду Аттенборо.
13 АПРЕЛЯ, 2023
Показать еще