Фильмом-открытием 68-го Каннского международного кинофестиваля станет драма Эммануэль Берко «С высоко поднятой головой». Киносайты преподнесли новость, как первый случай, когда фестиваль будет открывать картина женщины-режиссёра. Но дирекция фестиваля напомнила, что в 1987 году первым фильмом, показанным в Каннах, был «Влюблённый мужчина» Дианы Кюри.
«С высоко поднятой головой» — история взросления малолетнего преступника, которому помогают преодолеть трудности переходного возраста судья и социальный работник. В картине сыграли Катрин Денёв и Бенуа Мажимель. Эммануэль Берко дважды получала награды Каннского кинофестиваля. Её режиссёрский дебют 1997 года «Каникулы» удостоился Приза жюри, а картина «Клеман» в 2001 году получила Приз молодого жюри.
Фестиваль пройдёт с 13 по 24 мая. Жюри основной конкурсной программы возглавят братья Итан и Джоэл Коэны. Это первый случай в истории фестиваля, когда председательствовать будут сразу двое. Оценивать фильмы в программе «Особый взгляд» будет жюри во главе с Изабеллой Росселлини. Председателем жюри в программах короткого метра и студенческих работ («Синефондасьон») будет режиссёр Абдеррахмани Сиссоко.
Далее по теме
Рецензия на фильм «ИДЕАЛЬНАЯ ЛОЖЬ»
Перед вступительными экзаменами в престижный университет Мадлен (Ребекка Мардер) едет на Корсику к родителям своего любовника Антуана (Бенжамен Лаверн). Влюбленные разделяют левые взгляды, мечтают стать политиками и изменить французское общество, построенное на несправедливости и классовом неравенстве. Мечты Мадлен ставит под угрозу непредвиденный инцидент на сельской дороге. Перепалка с местным жителем оканчивается трагедией, которую пара всеми силами хочет скрыть. Но тайна выйдет наружу, когда Мадлен и Антуан все-таки пробьются во французскую политику. В оригинале французский триллер «Идеальная ложь» носит название «Большие надежды» (De grandes espérances), вызывая в памяти одноименный роман Чарльза Диккенса. Хотя ничего общего с британской классикой фильм режиссера Сильвена Деклу не имеет, отсылка к нему не кажется случайной. В основе картины лежит диккенсовский конфликт между бедными и богатыми, который становится острее и актуальнее на фоне массовых протестов в современной Франции. Деклу показывает, как гуманистические ценности и борьба за права простых людей часто становятся прикрытием для личных политических амбиций. Социальный аспект «Идеальной лжи» сильно довлеет над жанровым. Ждать напряженного триллера или детектива от фильма, пожалуй, не стоит. Преступление, совершенное парой, носит почти символический характер. Успешные интеллектуалы, которые проводят вечера в беседах о социализме и равноправии, не выдерживают встречи с тем, кого намерены защищать — с простым народом. При этом Мадлен и Антуан явно переживают больше за свои карьеры, чем за жизнь переполненного классовой ненавистью мужчины, встреченного на дороге. Вскоре сокрытое преступление становится для них удобным оружием манипуляции как в личных отношениях, так и в большой политике. А что в действительности случилось тогда и кто виноват — не так уж важно. Слабым местом «Идеальной лжи», пожалуй, стоит признать актерскую игру. Конечно, Ребекке Мардер и Бенжамену Лаверну (которые, к слову, встречаются в реальной жизни) нужно было показать на экране некоторую отстраненность и холодность, ведь их герои насквозь расчетливы и циничны. Но все-таки фильму очень не хватает эмоционально-психологического окраса, который бы сделал персонажей чуть глубже. Героиня Мардер переживает сложные чувства, усугубляющиеся отношениями с отцом (тоже человеком из народа) и начальницей, левым политиком Габриэль (Эммануэль Берко), но на экране их почти не видно, актриса, увы, играет на одной ноте. Пожалуй, будь она чуть экспрессивнее, картина бы только выиграла — девушке захотелось бы сочувствовать, несмотря на ее, мягко говоря, амбивалентный характер. Впрочем, «Идеальной лжи» удается составить цельное впечатление и довести важную мысль до конца. В фильме, где все герои сволочи, и финал получился характерно пессимистичным. Режиссер Деклу увлекается социальной проблематикой, часто забывая о триллере, но картина как раз и интересна столкновением ценностей в современном обществе. В итоге становится очевидно, что так называемые «левые» и «правые» не сильно-то отличаются друг от друга в политической борьбе. Жизни же обыкновенных людей, которых все так стремятся защитить, оказываются просто фигурами в большой и лживой игре.
7 АВГУСТА, 2023
ПАРАНОЙЯ, ОТЧУЖДЕНИЕ И УЯЗВИМОСТЬ: «квартирная трилогия» Романа Поланского
Роман Поланский известен как мастер психологического хоррора, соединяющий в своих фильмах глубокую проработку персонажей с вязкой атмосферой нарастающей паранойи. В этом смысле его «квартирная трилогия» может рассматриваться как вершина режиссерского мастерства, отражающая наиболее фундаментальные для Поланского темы в разных, но взаимосвязанных контекстах. Впрочем, стоит отметить, что в трилогию эти фильмы были объединены ретроспективно, и сам автор не замышлял их как составные части единого триптиха. Тем не менее в каждом из трех фильмов легко прослеживаются сквозные темы и общее настроение — при всех различиях в расстановке акцентов. (ГОРОДСКАЯ) ПАРАНОЙЯ Действие всех трех «квартирных» фильмов разворачивается в городской среде, однако Поланский последовательно изображает мегаполис как пространство, глубоко чуждое и даже враждебное человеку. С наибольшей яркостью эта тема раскрывается, пожалуй, в «Отвращении» (1965), где героиня Катрин Денев буквально замыкается в границах своей квартиры, боясь столкновения с внешним миром. Однако и в «Ребенке Розмари» (1968) квартира (и вообще дом) героини Мии Фэрроу выступает как постоянный источник тревоги: так, именно на собственной кровати Розмари переживает ритуальное изнасилование. В том же доме живут пожилые и с виду безобидные супруги Кастевет, которые оказываются лидерами сатанинской секты. Наконец, в «Жильце» (1976) обычная квартира, снятая клерком Трелковски (блестящая роль самого Поланского), постепенно сводит его с ума, превращая в гротескную копию прежней обитательницы. Параноидальная атмосфера пронизывает каждый фильм «квартирной трилогии», и Полански мастерски представляет максимально привычное и безопасное для героев пространство их квартир как зону нарастающего дискомфорта, из которого невозможно выйти. (ЖЕНСКАЯ) УЯЗВИМОСТЬ В сюжетах «Отвращения» и «Ребенка Розмари» на переднем плане находятся женщины, находящиеся в уязвимом положении. Кэрол, героиня «Отвращения», испытывает сложности с социализацией и нуждается в опеке своей сестры — именно отъезд родственницы становится триггером трагических событий в их общей квартире. Розмари не только тяжело переживает беременность, но и подозревает своего мужа в заговоре против нее, однако при этом находится в материальной зависимости от него. В «Жильце» главная роль отведена мужчине, но примечательно, что по мере развития сюжета Трелковски все больше походит на женщину, причем женщину с тяжелыми ментальными проблемами. Наиболее провокационным фильмом трилогии, конечно, остается «Ребенок Розмари» — одна из первых картин, где опыт беременности и материнства рассматривается как предельно опасный и травматичный для женской психики. (СОЦИАЛЬНОЕ) ОТЧУЖДЕНИЕ Последняя большая тема «квартирной трилогии» — нарастающее отчуждение, в той или иной мере характерное для всех ее героев. Кэрол в «Отвращении» переживает его в наиболее прямой форме, оставшись одна в квартире с трупом убитого ею мужчины. Трелковски, напротив, до самого финала остается в окружении соседей и коллег, однако его связь с ними становится все более формальной, и чем больше он общается с людьми, тем глубже погружается в собственное безумие. Что касается «Ребенка Розмари», то здесь проблема отчуждения исследована, пожалуй, наиболее тонко: Розмари постоянно балансирует на грани между здравомыслием и конспирологией. Это ощущение нарастающей, но расфокусированной тревоги Полански умело поддерживает за счет игры на контрастах между людьми, окружающими Розмари. В то время как муж Гай (Джон Кассаветис) пытается убедить ее в том, что все в порядке, друг семьи Хатч (Морис Эванс), наоборот, возбуждает все новые и новые подозрения — эта двойственность позволяет Полански все время поддерживать высокий уровень саспенса. * * * Разумеется, помимо ряда общих сквозных тем, в каждом из фильмов трилогии затрагиваются и более узкие проблемы. В «Отвращении» исследуется подавленная сексуальность и страх близости — как психологической, так и физической. «Жилец» ставит в центр внимания страх потери самодентичности. «Ребенок Розмари» построен вокруг страха женщины утратить контроль над собственным телом. Примечательно, что именно этот фильм стал, пожалуй, самым титулованным хоррором Поланского, оставившим наиболее глубокий след в массовой культуре. Дело не только в том, что «Ребенок Розмари» был первым голливудским проектом режиссера и получил заведомо более широкую аудиторию, чем «Отвращение» и «Жилец», снятые в Европе. Важен также исторический контекст: фильм вышел на пике сексуальной революции, одним из важнейших пунктов которой была переоценка традиционной роли женщины в семье — и сюжет о том, как любящий муж манипулирует беременной женой, игнорируя ее потребности, отражал повседневный опыт (и опасения) множества женщин из самых разных слоев общества. Кроме того, важно, что сценарий «Ребенка Розмари» хоть и был тесно связан с религиозными категориями, все же строился в большей степени вокруг вполне реальных заговоров и абьюза, а не мистических образов или видений главной героини. Все это — вкупе с режиссерским мастерством, актерскими талантами и умелым маркетингом — и превращает «Ребенка Розмари» не только в знаковый хоррор, но и в один из самых важных фильмов 1960-х вообще.
13 ИЮНЯ, 2023
Хавьер Бардем получит почетный приз фестиваля в Сан-Себастьяне
Приз Donostia, который на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне традиционно вручают за достижения всей карьеры, в этом году достанется Хавьеру Бардему. Кроме того, лицо 54-летнего актера будет изображено на официальном постере фестиваля, который пройдет с 22 по 30 сентября. Награду Бардему вручат 22 сентября, на торжественной церемонии открытия. Бардема связывает с фестивалем в Сан-Себастьяне долгая 30-летняя история — за это время актер бывал здесь более двадцати раз, начиная с 1993 года, когда он приехал сюда с фильмом «Золотые яйца». Последний на сегодняшний день визит состоялся в 2021-м — тогда в основном конкурсе участвовала комедия «Самый лучший босс», в которой Бардем сыграл главную роль. В 1994-м Хавьер получил в Сан-Себастьяне «Серебряную раковину» как лучший актер за роли сразу в двух фильмах — «Считанные дни» и «Детектив и смерть». За свою карьеру Бардем снимался у Педро Альмодовара, Бигаса Луны, Алехандро Аменабара, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Вуди Аллена, Милоша Формана, Ридли Скотта и Терренса Малика, сыграл злодея в бондиане («007: Координаты "Скайфолл"») и отметился в блокбастерах «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и «Дюна». За роль наемного убийцы Антона Чигура в фильме братьев Коэн «Старикам тут не место» испанец получил «Оскар».
12 МАЯ, 2023
Показать еще