Кинематографического признания в любви дождался ещё один мегаполис. Во второй половине этого года пройдут съёмки двенадцати короткометражек, которые будут собраны в киноальманах «Sydney Unplugged». Среди постановщиков — привлекательный сплав громких актёрских имён и крепких режиссёрских рук: Тони Коллетт, Рассел Кроу, Лив Шрайбер, Алекс Пройас, Дэвид Мишо («По волчьим законам») и другие.
Идея выразить свои чувства к для кого-то родному, а для некоторых просто любимому городу, в духе аналогичных парижского и нью-йоркского альманахов, пришла в голову Джону Полсону, режиссёру «Нежности» и «Игры в прятки». На прошлогоднем Каннском кинофестивале он имел по этому поводу беседу с продюсером Гари Хэмилтоном («Оружейный барон», «Ограбление на Бейкер-Стрит»), после чего перспективы проекта стали прорисовываться чёткими линиями.
Помимо заявленных выше кинодеятелей, в создании картины примут участие Айван Сен («Тоомела»), Джон Кёрран («Разрисованная вуаль»), Киран Дарси-Смит («Не говори ничего»), Рейчел Уорд («Красавица Кейт»), Рэй Лоуренс («Лантана»), Энтони ЛаПалья и сам Полсон. Для Кроу, Коллетт и ЛаПальи «Sydney Unplugged» станет пробой пера в игровом кино.
Далее по теме
КАСТИНГ: Рассел Кроу, Рами Малек, Майкл Шеннон, Том Блит, Марк Дюпласс
Рассел Кроу, Рами Малек и Майкл Шеннон возглавили актерский ансамбль исторической драмы Джеймса Вандербилта «Нюрнберг» (Nuremberg). В основе сценария будущего фильма — книга Джека Эль-Хаи «Нацист и психиатр», рассказывающая о подготовке к Нюрнбергскому процессу. Малек сыграет психиатра Дугласа Келли, которому было поручено дать экспертную оценку состояния психики ряда нацистских преступников перед судом. В числе тех, кого обследовал Келли, был и Герман Геринг (его изобразит Кроу) — один из ближайших соратников Гитлера. Разговор доктора с хитроумным нацистом превратился в напряженный психологический поединок. Шеннону досталась роль Роберта Джексона — главного обвинителя от США на Нюрнбергском процессе. * * * Звезда «Баллады о певчих птицах и змеях» (приквела «Голодных игр») Том Блит исполнит главную роль в экранизации романа (во многом автобиографичного) Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие» (A Farewell to Arms). Режиссерское кресло новой адаптации займет Майкл Уинтерботтом. Действие происходит в годы Первой мировой войны. Главный герой романа — лейтенант американской армии Фредерик Генри, который в санчасти в Италии знакомится с английской медсестрой и влюбляется в нее, но, увы, счастье молодых людей оказывается недолгим. До Блита роль Генри в предыдущих экранизациях играли Гари Купер, Рок Хадсон и Джордж Хэмилтон. * * * Марк Дюпласс из культовой хоррор-франшизы «Ублюдок» присоединился к съемкам байопика «УрагАнна» (Hurricanna) — хроники последних дней жизни секс-символа 1990-х Анны Николь Смит. Знаменитую модель и актрису играет Сильвия Хукс, также в фильме заняты Холли Хантер, Николас Хэмилтон, Джейми Белл и Эй Мартинес. Смит стала суперзвездой в первой половине 1990-х, снявшись в Playboy, после чего строила карьеру на ТВ и в кино. Анна Николь умерла молодой — ей было всего 39. Основной причиной смерти стала запущенная форма пневмонии, ослабившая организм. Съемки фильма идут полным ходом, и студия уже показала первый кадр:
8 ДЕКАБРЯ 2023
ВОРОН В ТЕМНОМ ГОРОДЕ: Все фильмы Алекса Пройаса — от худшего к лучшему
«БОГИ ЕГИПТА» (2016) В Древнем Египте, где боги живут бок о бок с людьми, бог пустыни Сет (Джерард Батлер) убивает своих брата и отца, установив единоличную власть над людьми. Молодой вор Бек (Брентон Туэйтс) отправляется в царство мертвых, чтобы вернуть к жизни свою возлюбленную, и вовлекается в заговор богов, призванный покончить с тиранией Сета. Последний на данный момент фильм Алекса Пройаса — красивая, но несколько бессвязная сказка на тему древнеегипетской мифологии. Хотя дизайн божеств и общая стилистика заслуживают всяческих похвал (местами фильм напоминает высокобюджетный ремейк «Звездных врат»), по части экшена «Боги Египта» заметно уступают даже самым слабым частям каких-нибудь «Трансформеров». «НЕУДАЧНИКИ» (2002) Фредди (Кик Гарри) — лидер начинающей рок-группы, отчаянно пытающейся пробиться к славе. После многочисленных неудачных попыток его команда, кажется, вытянула счастливый билет: им предстоит выступать на крупном фестивале. Но для этого Фредди придется удержать группу от распада и показать, что рок-музыка это серьезно. Самый необычный фильм Пройаса примечателен своей обыденностью: здесь нет ни визуальной роскоши «Ворона», ни голливудского лоска сай-фая «Я, робот». Вместо этого режиссер в почти документальной манере фиксирует жизнь нескольких музыкантов-любителей в Сиднее начала 2000-х, однако наблюдать за этой чередой пьянок, репетиций и мелких скандалов вполне интересно, даже если сценарий зачастую буксует, а шутки срабатывают через раз. «ДУХИ ВОЗДУХА И ОБЛАЧНЫЕ ГРЕМЛИНЫ» (1987) После крушения цивилизации Феликс (Майкл Лейк) и Бетти (Мелисса Дэвис) живут уединенной жизнью в пустынной долине, пока на пороге их дома не появляется загадочный незнакомец Смит (Норман Бойд). Скрывающийся от неизвестных преследователей, Смит собирается бежать дальше на север, однако путь преграждают непроходимые скалы. Единственный способ преодолеть их — построить машину, способную поднимать людей в облака. Дебютный фильм Пройаса прошел почти незамеченным за пределами его родной Австралии, однако посмотреть его стоит хотя бы ради впечатляющей фантазии, зачастую компенсирующей ограниченность бюджета. Постапокалиптические локации (снятые в настоящих австралийских пустошах) и причудливый дизайн летательного аппарата уже указывают на зачатки визуального стиля, который Пройас позже раскроет в «Темном городе» и «Вороне». «ЗНАМЕНИЕ» (2009) Астрофизик Джон Кестлер (Николас Кейдж) обнаруживает в детском рисунке 1959 года шифр, указывающий на множество уже случившихся природных катастроф и терактов. Пытаясь понять, как ребенок мог предсказать точные детали столь масштабных событий, Джон вскоре осознает, что Земля приближается к очередному массовому вымиранию. «Знамение», как и полагается фильму-катастрофе, содержит впечатляющие сцены разрушений и всяческих бедствий (достаточно вспомнить эпизод с крушением самолета прямо на глазах главного героя). Но при этом общая концепция фильма находится в резком противоречии с привычной логикой блокбастера. Если в обычных фильмах-катастрофах (вроде «Армагеддона» или «Вулкана») удается избежать угрозы, то в «Знамении» гибель Земли неотвратима, а судьба человечества зависит от более разумной расы, сохраняющей исчезающие формы жизни. «Я, РОБОТ» (2004) Чикаго, 2035 год. Прогресс робототехники сделал андроидов незаменимыми помощниками для всех — от пенсионерок до международных корпораций. Детектив Дел Спунер (Уилл Смит), расследуя смерть известного ученого, приходит к выводу, что в деле замешан робот, способный обойти этические ограничения, не позволяющие андроидам причинять вред людям. Фильм, основанный на идеях Айзека Азимова (в частности, на его «трех законах робототехники»), умудряется быть одновременно зрелищным и концептуально глубоким. Особого внимания заслуживают даже не разнообразные экшен-сцены (хотя погони на мотоцикле по улицам Чикаго выполнены вполне достойно), а последовательно проведенная в сюжете идея о том, что свобода воли — следствие цепи программных ошибок и сбоев в системе, позволяющих искусственному интеллекту расширять границы допустимого поведения. «ВОРОН» (1994) В канун Хэллоуина банда отморозков, устроив погром в городе, убивает музыканта Эрика Дрейвена (Брэндон Ли) и его невесту. Спустя год, когда бандиты вновь собираются бесчинствовать на улицах, Эрик восстает из мертвых, чтобы отомстить за смерть своей возлюбленной. Мистический боевик, снятый по графическому роману Джеймса О’Барра, моментально стал культовым фильмом — и отнюдь не только из-за трагической гибели Брэндона Ли на съемках. Пройас снял динамичный и кровавый фильм о мести, до последнего кадра пропитанный атмосферой урбанистической готики. Кроме того, «Ворон», выдержанный в предельно мрачной стилистике, во многом предвосхитил переосмысление кинокомиксов Кристофером Ноланом в 2000-х. «ТЕМНЫЙ ГОРОД» (1998) Джона Мердока (Руфус Сьюэлл) преследует полиция, считая его серийным убийцей, однако сам Джон не помнит ничего о совершенных преступлениях. Пытаясь скрыться от погони на ночных улицах, беглец вскоре обнаруживает, что люди вокруг него и сам город — часть грандиозного эксперимента инопланетной цивилизации. Визионерский сай-фай, опередивший свое время, «Темный город» провалился в прокате, однако был с восторгом встречен критиками (Роджер Эберт даже записал к нему аудиокомментарий) и ныне считается культовым фильмом. Пройас элегантно соединил персонажей нуара, эстетику немецкого экспрессионизма и дизайн ретро-футуризма в философском сюжете. А концепт иллюзорного мира, используемого для контроля над людьми, позже был растиражирован в куда более громких проектах, от «Матрицы» и «Тринадцатого этажа» до совсем недавнего «Укрытия».
23 СЕНТЯБРЯ 2023
Рецензия на фильм «ГОЛДА. СУДНЫЙ ДЕНЬ»
Ближний Восток, начало октября 1973 года. В Тель-Авиве неспокойно: хотя военные встревожены маневрами египетской армии на Синайском полуострове, разведка убеждена, что речи о войне быть не может — арабские войска слишком слабы. Глава израильского правительства Голда Меир (Хелен Миррен), несмотря на тревожные знаки, медлит с мобилизацией резервистов. В результате, когда 6 октября объединенные силы Египта и Сирии начинают войну против Израиля, страна застигнута врасплох. Теперь премьер-министру Меир придется не только координировать дерзкое контрнаступление, но и вести напряженные переговоры с американцами, которые не спешат поддержать своего союзника. Будучи по форме байопиком, содержательно «Голда» представляет собой политический триллер, рассказывающий о том, как принимались ключевые решения в израильском правительстве во время октябрьской войны 1973 года. И хотя сюжет строится в основном вокруг военного конфликта и закулисных переговоров, основной акцент в сценарии сделан на личность Голды Меир и ее восприятие событий. За счет превосходной игры Хелен Миррен эта комбинация психологии и политики работает очень эффектно. Миррен, которую здесь с трудом можно узнать в гриме, блестяще изображает сильную женщину в мужском мире генералов, дипломатов и политиков. Ее физическая слабость резко контрастирует с твердостью характера, и лучше всего эти особенности Меир видны даже не во время брифингов с штабными офицерами и телефонных разговоров с Вашингтоном, а во время бесед с личной ассистенткой Лу Каддар (Камилль Коттен). Миррен одинаково убедительна и когда ее героиня требует честно сообщать ей о любых признаках деменции («на подхалимов надежды нет»), и когда на равных беседует с госсекретарем сверхдержавы («выбирайте, на чьей вы стороне, мистер Киссинджер!»). Можно без преувеличения сказать, что роль Меир для британской актрисы — одна из самых ярких за всю многолетнюю карьеру. Впрочем, помимо актерского таланта Миррен, у фильма есть и другие сильные стороны. Главная из них — сценарий, в котором выдерживается отличная динамика, несмотря на то, что все действие, по сути, происходит в паре-тройке кабинетов. Наиболее подробно фильм освещает события первых — критически опасных для Израиля — дней войны, а также контратаку израильтян и дипломатический прорыв, положивший конец конфликту. Плотность событий остается крайне высокой, и за полтора часа экранного времени напряжение спадает лишь для того, чтобы с новой силой проявиться в следующей сцене. Режиссер Гай Наттив, в 2019-м получивший «Оскара» за короткометражку «Кожа», мастерски нагнетает саспенс, используя документальные кадры новостей и звук. Ход нескольких важных боев передан лишь через радиопереговоры, которые прослушивает Меир, но драматизма в этих сценах не меньше, чем в любом приличном военном экшене. Накал страстей не ослабевает и в редкие минуты покоя. Даже предлагая борщ Генри Киссинджеру (Лив Шрайбер) в своей скромной квартире, Голда Меир разговаривает с ним не только о русской литературе, но и о том, что американцам лучше поддержать Израиль в его борьбе против арабского мира. Правда, чтобы в полной мере проникнуться фильмом, желательно хотя бы в общих чертах знать о специфике арабо-израильского противостояния и понимать исторический контекст начала 1970-х годов. «Голда» содержит немало поясняющих титров и не забывает представлять действующих лиц, однако целый ряд важных деталей оставлен за кадром или обозначен вскользь. В частности, хотя фильм и показывает Меир на заседании комиссии по расследованию хода войны, выглядит это так, будто послевоенные дебаты закончились снятием всех претензий к лидерам страны. Между тем целый ряд высокопоставленных генералов был по рекомендациям комиссии смещен со своих постов (сама Меир избежала обвинений) — при этом в фильме действия израильской армии показаны если не образцовыми, то, по крайней мере, логичными. Да и вообще, о реакции общества на военный кризис толком ничего не сказано — война будто ведется в информационной пустыне, что особенно странно, учитывая, насколько чуткой была Меир к народным чаяниям. Впрочем, учитывая биографический характер картины, многие шероховатости объяснимы. Все-таки «Голда» — фильм не столько о войне, сколько о женщине и политике на фоне войны. Как и в любом парадном портрете, здесь важно общее впечатление, а не достоверность каждой отдельно взятой детали. Для всех поклонников Хелен Миррен и любителей остросюжетных исторических драм «Голда» станет приятным подарком.
7 СЕНТЯБРЯ 2023
Показать еще