Статьи
Лучше поздно, чем никогда? 10 самых долгожданных сиквелов
«Терминатор 3: Восстание машин» (2003) Время ожидания: 12 лет Франшизу о киборге-убийце из будущего похоронила вовсе не прошлогодняя шестая часть «Терминатор: Темные судьбы»: обратный отсчет начался с триквела, вышедшего через 12 лет после «Судного дня». Джеймс Кэмерон к тому моменту уже не имел отношения к серии (отдуваться за всех пришлось сценаристке и продюсеру оригинала Гейл Энн Хёрд) — за режиссуру взялся крепкий середняк Джонатан Мостоу («Авария», «Ю-571»). Кино у него получилось довольно бодрое, но с «Судным днем» не идущее ни в какое сравнение: «Восстание машин» не хочется ругать, но оно проходит скорее по разряду guilty pleasure. Сборы у триквела вроде бы приличные ($433,3 млн во всем мире — у сиквела было $520,9 млн), но если учесть, что производственный бюджет фильма — $200 миллионов, то и тут далеко не все гладко. «Крепкий орешек 4.0» (2007) Время ожидания: 12 лет Во второй половине нулевых Брюс Уиллис отчаянно нуждался в кассовом хите: новый виток карьеры, связанный с участием в ряде интересных проектов («Город грехов», «Счастливое число Слевина», «Альфа дог»), добавил ему веса в профессиональной среде, но оказался не слишком прибыльным. На выручку пришел старина Джон МакКлейн, не бравшийся за оружие с 1995 года. Сенсационную кассу четвертый «Крепкий орешек» не сделал, заработав в мировом прокате $383,5 млн (при бюджете $110 миллионов), зато Уиллис персонально получил за роль $25 миллионов, а режиссеру Лену Уайзману удалось не испортить франшизу — через шесть лет вместо него это сделает Джон Мур, сняв кошмарную пятую часть «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». «Мир Юрского периода» (2015) Время ожидания: 14 лет Несмотря на то, что «Мир Юрского периода» позиционировался как перезагрузка трилогии, начатой Стивеном Спилбергом, его вполне можно считать сиквелом: действие происходит в той же вселенной, придуманной Майклом Крайтоном, связь с событиями предыдущих частей очевидна, а начиная с «Мира Юрского периода 2» во франшизу начали возвращаться ее старожилы. Сиквел-перезагрузка, снятый молодым indie-режиссером Колином Треворроу («Безопасность не гарантируется»), оказался мегауспешным: за 14 лет зрители так соскучились по динозаврам, что выложили за очередную встречу с доисторическими монстрами $1,67 млрд. Правда, с новыми идеями туговато, но вряд ли авторы фильма вообще занимались их поисками. «Крестный отец 3» (1990) Время ожидания: 16 лет Многие критики считают, что третий «Крестный отец» не соответствует уровню первых двух фильмов: на Rotten Tomatoes у триквела всего 68% положительных рецензий, тогда как у «Крестного отца» и «Крестного отца 2» — 98% и 97% соответственно. Фрэнсиса Форда Копполу укоряли в мегаломании, протекционизме (да, актриса из его дочери Софии получилась весьма посредственная, но кто же тогда знал, каких успехов она добьется на режиссерском поприще?) и попытке дважды (вернее, даже трижды) войти в одну и ту же реку. Возможно, во всей этой критике и есть свой резон, но решение Копполы снять третий фильм все же вызывает как минимум уважение. Режиссер не побоялся поместить знаковую историю 70-х в новый контекст и сделал это явно не ради денег: историю Майкла Корлеоне действительно нужно было закончить — без финального третьего акта мафиозная опера Копполы выглядела неполной. «Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа» (2008) Время ожидания: 19 лет Не сказать чтобы культовая франшиза 80-х так уж требовала продолжения, но Стивена Спилберга с Джорджем Лукасом было не остановить: разговоры о возвращении на большой экран археолога-авантюриста шли много лет, да и Харрисон Форд был не против снова надеть шляпу и взяться за хлыст. К тому же предполагалось, что в четвертой части будет презентован преемник Индианы, который впоследствии поведет за собой обновленную франшизу. Однако из Шайи ЛаБафа аналог молодого Индианы явно не получился, а в самой картине нашлось место нелепостям, которых Спилбергу до сих пор удавалось избегать — чего стоят полет старика-археолога в холодильнике и сцены с плохими русскими во главе с героиней Кейт Бланшетт. Закономерным итогом стала «Золотая малина» в номинации «Худший ремейк, сиквел или пародия». Правда, кассу квадриквел сделал приличную — $786,6 млн (при бюджете $185 млн). «День независимости: Возрождение» (2016) Время ожидания: 20 лет Спустя два десятилетия Роланд Эммерих решил дать инопланетным захватчикам (а заодно и себе) еще один шанс на успех. В итоге фиаско потерпели и пришельцы, и режиссер: сиквел, на производство которого студия Fox (тогда еще самостоятельное предприятие, а не филиал Disney) потратила $165 миллионов, собрал в мировом прокате всего $389,7 млн. (Для сравнения: первый фильм при бюджете $75 миллионов заработал $817,4 млн.) В продолжении уже не было Уилла Смита, но вовсе не его отсутствие стало главной причиной провала (например, фантастический боевик «Гемини» не спасли от катастрофы целых два Смита в кадре). Просто аж пятеро кинодраматургов (в том числе авторы оригинала Эммерих и Дин Девлин, а также сценарист «Зодиака» и «Нового Человека-паука» Джеймс Вандербилт) так и не смогли совместными усилиями родить хоть одну оригинальную идею. «Т2 Трейнспоттинг» (2017) Время ожидания: 21 год В 1996 году фильм «На игле», снятый по роману Ирвина Уэлша, сделал знаменитостями Юэна МакГрегора и Дэнни Бойла. С тех пор немало воды утекло, но Бойл, похоже, всегда знал, что вернется к истории Рентона и компании. Он планировал сделать продолжение еще в 2009-м, заявив, что специально ждал, пока актеры станут старше — режиссер хотел рассказать, что произошло с героями через десять лет. Тогда снять сиквел не получилось, но Бойла это не остановило: второй «Трейнспоттинг» вышел в 2017-м, и режиссеру не помешало ни то, что роман-продолжение под названием «Порно» был, по его мнению, не так хорош, как первая часть (историю просто пересочинили, обойдясь форматом «по мотивам»), ни давняя ссора с МакГрегором — с 2005-го они с Бойлом не общались (Юэн тогда обиделся, что Дэнни отдал главную роль в «Пляже» Леонардо ДиКаприо). Ради «Т2» Бойл не только помирился с МакГрегором, но и договорился с Джеймсом Кэмероном об использовании в названии сокращения, четко ассоциирующегося с сиквелом «Терминатора». «Трон: Наследие» (2010) Время ожидания: 28 лет Джон Лассетер однажды сказал, что без технического прорыва «Трона» не было бы «Истории игрушек». Культовый сайфай 1982 года и в самом деле стал чем-то вроде «большого взрыва» для CGI-вселенной, не говоря уже субжанре фильмов о виртуальной реальности. Правда, сегодня «Трон» выглядит довольно забавно, так что производство сиквела, снятого с использованием передовых достижений CGI образца нулевых, вполне оправданно. В продолжении, как и в первом фильме, снялся Джефф Бриджес, эпический электронный саундтрек записал дуэт Daft Punk, а поставил сиквел Джозеф Косински — будущий режиссер сайфая «Обливион» и еще одного сиквела-долгостроя, «Топ Ган: Мэверик» (в российском прокате — с 16 июля этого года). В мировом прокате «Трон: Наследие» собрал $400 миллионов (при $170-миллионном бюджете). «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) Время ожидания: 32 года Из всех попыток выдать современные версии советской жанровой классики лишь «Иронию судьбы. Продолжение» можно смотреть, не опасаясь потоков крови из глаз. Тимур Бекмамбетов хоть как-то попытался замаскировать ремейк под сиквел, неплохо поработал с актерами и даже приправил «Продолжение» не только продакт-плейсментом, но и иронией по отношению к оригиналу Эльдара Рязанова: оказывается, у Нади с Женей ничего не получилось, и герои вернулись к своим прежним — менее романтичным, зато более надежным — возлюбленным. Что, впрочем, не помешало их взрослым детям угодить в ту же самую сказочную новогоднюю ловушку. Ну а самой картине критика не помешала хорошо заработать: «Продолжение» собрало $49,9 млн и было самым кассовым фильмом в России два года, пока мировой прокат не взорвал «Аватар», а самой кассовой отечественной лентой вторая «Ирония судьбы» числилась целых шесть лет — до выхода «Сталинграда». «Бегущий по лезвию 2049» (2017) Время ожидания: 35 лет Выдающийся сайфай Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» тоже не требовал продолжения — он заканчивался красивым многоточием, оставляя простор для фантазии. Но Sony и режиссер Дени Вильнёв решили, что им есть что сказать, и были по-своему правы. Почти трехчасовой сиквел для многих стал непосильным испытанием и провалился в прокате ($260,5 млн мировых сборов при бюджете $150 миллионов), зато получил два «Оскара» (за операторскую работу и визуальные эффекты) и высокие оценки критиков (87% положительных рецензий на Rotten Tomatoes — это всего на пару процентов меньше, чем у оригинальной картины). Ну а Харрисон Форд окончательно утвердился в статусе главного «возвращенца» — после четвертого «Индианы Джонса», седьмого эпизода «Звездных войн» и второго «Бегущего по лезвию».
27 ЯНВАРЯ, 2020