Стали известны первые лауреаты 67-го Каннского международного кинофестиваля, который закрывается в воскресенье, 25 мая. Украинская картина «Племя» режиссёра Мирослава Слабошпицкого получила гран-при программы «Неделя критики».
«Племя», рассказывающий об интернате для глухонемых, снят без единого слова и титра. Это дебют режиссёра в крупной форме. Две его короткометражные работы, «Диагноз» и «Глухота», принимали участие в Берлинском кинофестивале, а «Ядерные отходы» выиграл «Серебряного леопарда» в Локарно и попал в шорт-лист Европейской киноакадемии в номинации «Лучший короткометражный фильм».
Помимо гран-при картине досталось ещё две награды — France 4 Visionary Award, которой награждают авторов из молодого поколения кинематографистов, и Gan Foundation Support for Distribution Award, приз от французского дистрибьютора, который обязуется выпустить фильм во французском прокате и разработать маркетинговую стратегию его продвижения в массы.
Конкурс студенческих работ «Синефондасьон», жюри которого в этом году возглавляет Аббас Киаростами, выиграл фильм Энни Силверстайн «Скунс». Вместе с денежным вознаграждением молодой режиссёр получила право представить в Каннах свой дебютный полный метр.
Далее по теме
Александр Скарсгард и Дэйн ДеХаан сыграют в фильме о тигре-людоеде
Украинский режиссер Мирослав Слабошпицкий, чья дебютная картина «Племя» стала сенсацией в 2014 году, возьмется за экранизацию бестселлера канадского журналиста Джона Вэйлланта «Тигр» (The Tiger). Главные роли в драме об охоте на амурского тигра-людоеда получили Александр Скарсгард и Дэйн ДеХаан. Проект будет представлен на Каннском кинорынке Marché du film. Действие книги (она издана на русском языке издательством Corpus) происходит в 1997 году на российском Дальнем Востоке, в поселке Соболиный, окраины которого терроризирует амурский тигр-людоед. Команда инспекторов во главе с опытным охотником (Скарсгард) должна найти и убить хищника. ДеХаан получил роль молодого ученого, присоединившегося к инспекторам. Экранизация была анонсирована еще в середине 2010-х — тогда картину планировал ставить Даррен Аронофски, а на главную роль претендовал Брэд Питт. Оба остались в проекте в качестве продюсеров — производством фильма займутся компании Protozoa и Plan B, а также Wild Bunch.
16 МАЯ, 2022
Жюльет Бинош получит почетную награду кинофестиваля в Сан-Себастьяне
Звезда французского кино Жюльет Бинош пополнит свою и без того внушительную коллекцию призов почетной наградой Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. За свою почти сорокалетнюю карьеру актриса была удостоена призов едва ли не всех самых престижных фестивалей, а также киноакадемий Франции, Европы и США: на ее полке стоят «Оскар» и премия BAFTA (за роль второго плана в «Английском пациенте»), четыре премии Европейской киноакадемии (за «Любовников с Нового моста» и «Английского пациента», а также приз зрительских симпатий за «Шоколад» и почетная награда), Серебряная премия Каннского фестиваля (за роль в драме «Копия верна»), Кубок Вольпи Венецианского фестиваля (за «Три цвета: Синий»), две награды Берлинале (за «Английского пациента» и почетный приз Berlinale Camera Award) и «Сезар» (за «Три цвета: Синий»). Бинош снималась у Леоса Каракса, Луи Маля, Кшиштофа Кесьлевского, Михаэля Ханеке, Аббаса Киаростами, Дэвида Кроненберга, Брюно Дюмона, Клер Дени и других известных режиссеров. В 2021 году в основном конкурсе Сан-Себастьяна участвовала драма с участием Бинош «Между двумя мирами» — она получила Приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм. В этом году фестиваль пройдет с 16 по 24 сентября.
14 МАЯ, 2022
Брачные истории: 10 лучших фильмов про развод
Сицилийскому богачу дону Чефало (Марчелло Мастроянни) страшно надоела его жена. Он давно в тайне влюблен в свою кузину красавицу Анжелу (Стефания Сандрелли), и мечтает только о ней. Но по закону развод в Италии запрещен и есть только один способ избавиться от ненавистной супруги — убить ее. «Развод по-итальянски» — тот случай, когда семейная драма показан на экране с иронией и чисто итальянским обаянием и абсурдом. Режиссер Пьетро Джерми поставил немало замечательных комедий, многие из которых так или иначе касались супружеских отношений, а вернее их краха. Но «Развод по-итальянски» по праву можно назвать вершиной его творчества, да и вообще жанра итальянской комедии. В фильме искрометно высмеивается не только институт брака, но и изживший себя закон, по которому запрещено разводиться. Поэтому таким как дон Чефало — избалованным бездельникам богачам, приходится идти на крайние меры, чтобы выбраться из супружеской тюрьмы. Мастроянни, часто игравший героев-любовников, здесь прекрасно смеется над свои образом и блестяще изображает наивного идиота, ищущего любви о молоденькой кузины. Последнюю, к слову, играет совсем юная Стефания Сандрелли, которая свой дар обольстительницы проявит позднее в фильмах Бернардо Бертолуччи. (Кирилл Горячок) История отношений Юхана (Эрланд Юзефсон) и Марианны (Лив Ульман), благополучных и интеллигентных супругов, однажды решивших тихонько разойтись. Спустя непродолжительное время вдали друг от друга, они начинают сильно тосковать, ищут встречи и близости. Но потом все начинается сначала. «Сцены из супружеской жизни» поставлены в театральной манере, присущей шведскому классику Ингмару Бергману. Больше трех часов на экране смерть и возрождение чувств разыгрывают всего два актера из «труппы» режиссера Эрланд Юзефсон и Лив Ульман. Играют они так, что не некогда даже взглянуть на часы, это зрелище поистине завораживающее и блестяще написанное. Бергман исследует неожиданные грани брака, до которых редко добираются режиссеры и сегодня, открывает самые неудобные двери, достает самые неприятные скелеты из шкафов. Автор рушит само понятие брака и все, на чем его принято устраивать, только с одной целью — открыть подлинное чувство одного человека к другому. Спустя тридцать лет, в 2003 году, Бергман неожиданно поставит сиквел «Сарабанда», который станет его последней работой в кино.(К.Г.) Сотрудница нью-йоркской галереи Эрика Бентон (Джилл Клейберг) после двадцати лет вроде бы счастливого замужества внезапно остается одна — ее муж Мартин (Майкл Мерфи) завел себе молодую любовницу. Эрика пытается привыкнуть к новой жизни, но избегает резкой смены обстановки — она по-прежнему вращается в богемных кругах, где пользуется популярностью у мужчин. Однако начать новые отношения оказывается не так просто, да и торопиться с этим, похоже, не стоит — для начала хорошо бы разобраться в себе. Пожалуй, лучшая картина Пола Мазурски («Москва на Гудзоне») — не только зарисовка из жизни женщины средних лет (кстати, вполне прогрессивная и во многом созвучная нынешней феминистской повестке), но и портрет эпохи: своего рода документ, позволяющий живо представить себе арт-тусовку Нью-Йорка конца 1970-х (не Вуди Алленом единым, в конце-то концов). И, конечно же, это яркий пример кино времен заката Нового Голливуда: с ощущением почти безграничной творческой свободы, спокойным отношением к телесному и честной попыткой диалога со зрителем — без малейшей боязни наскучить и «загрузить». (Дмитрий Молчанов) Тед Крамер (Дастин Хоффман) многие годы посвятил карьере и работе, и совсем не уделял должного внимания своей семье. Однажды его жена Джоанна (Мерил Стрип) хлопает дверью и уходит, оставив Теда одного с ребенком и домашними обязательствами. Поначалу жизнь одинокому мужчине кажется невыносимой, но вскоре он находит радость в близости со своим сыном, они находят взаимопонимание и сильно привязываются друг к другу. Но Джоанна вдруг возвращается с адвокатами — она намерена отсудить право опеки над ребенком у Теда. В «Крамер против Крамера» развод представляется почти необходимым средством возвращения героев к реальности, выхода из автоматизма жизни. Тед и Джоанна, грубо расставшись, впервые обратили внимание на то, кто они есть, к чему пришла их совместная жизнь. Главной жертвой, впрочем, становится совсем не муж или жена, а их маленький сын, который просто хочет быть со своими родителями. Несмотря на довольно тяжелый процесс развода, фильм ни на минуту не кажется трагичным, наоборот, скорее смотрится как семейное кино. В частности, этому ощущению способствуют сцены героя Хоффмана с мальчиком, их веселой холостяцкой жизни, как они вдвоем учатся готовить и справляться без мамы. Актерская игра дуэта Стрип и Хоффмана без преувеличения феноменальная: «Крамер против Крамера» и по сей день не оставляет ни единого сомнения в решении Американской киноакадемии присудить фильму целых пять «Оскаров». (К.Г.) Жила-была семья: прораб Александр (Валерий Приемыхов), библиотекарь Вера (Елена Соловей) и их сын-школьник Витя. В один прекрасный день (точнее, даже среди ночи) Вера уходит из дома, оставив записку с перечеркнутым текстом: «Я очень устала. Когда-нибудь мы бы задушили друг друга». Весь следующий день муж пытается выяснить у подруги жены, есть ли у той кто-нибудь: ведь факт, что она ушла не к кому-то, а просто от него, совершенно не укладывается в голове. «Брачная история» удивительным образом более всего похожа именно на этот — советский! — фильм из нашей подборки, что лишний раз доказывает интернациональный и универсальный характер истории, рассказанной Ноа Баумбаком. Картина Динары Асановой по дебютному сценарию Виктора Аристова — о том же тихом, незаметном распаде нуклеарной семьи: уходит не только любовь, но растворяются в воздухе и способность прислушиваться друг к другу, и взаимоуважение, на котором спустя годы и должно держаться практически всё. (Д.М.) Джордж (Альберт Финни) и Фэйт (Дайан Китон) давно живут вместе, у них четверо детей, но супруги ужасно не счастливы друг с другом. Однажды старшая дочь Шерри случайно подслушивает разговор своего отца с любовницей по телефону. Вскоре вся семья узнает об измене Джорджа, Фэйт подает на развод и сама находит любовника, а дети пытаются справиться с этим своими силами. Оригинальное название фильма Алана Паркера (Shoot The Moon) отсылает к карточной игре «Черви», и его можно перевести как «прокрутить динамо» — не получить за один кон ни одного очка. За картиной в локализации устоялось название «Как аукнется, так и откликнется», звучащее с долей назидания. Впрочем, Паркер был далек от задачи, чему-то научить зрителя, вместе со сценаристом Бо Голдманом они максимально погрузились в феномен несчастливого брака и попытались разобраться как это происходит, почему семьи распадаются, даже такие на первый взгляд счастливые и полноценные. Хотя лента была тепло принята критиками и получила номинации на каннскую ветвь и «Золотые глобусы», это не спасло ее от провала в прокате, а также статуса hidden gem в фильмографии Алана Паркера. (К.Г.) Кэрол (Мэрил Стрип) и Том (Джек Николсон) знакомятся на свадьбе своих друзей и между ними немедленно завязывается роман. Спустя некоторое время друзья приходят уже на их свадьбу. Супруги выбирают дом, планируют рождение малыша, а по вечерам после званых ужинов поют песни и кушают пиццу под мыльную оперу по телевизору. «Я абсолютно счастлива», — заявляет подругам Кэрол. Но вскоре оказывается, что муж ей изменяет. Фильм режиссера «Выпускника» Майка Николса написан знаменитой журналисткой и постановщицей Норой Эфрон, придумавшей лучшие мелодрамы с Мег Райан. «Ревность» придумана и снята почти безупречно. Через ее ненавязчивое, отрывочное повествование раскрывается огромное количество деталей, которые Николс и Эфрон нарочно не проговаривают вслух. Комические ситуации спокойно отстраняют драму отношений, в «Ревности» нет даже развода как такового, просто два человека сходятся и расстаются по самым естественным и понятным причинам. Разыграно это дуэтом Стрип и Николсона замечательно и без лишних слез, с большой долей иронии, юмора и остроумием. На втором плане возникают иногда неожиданные лица, например, молодой Кевин Спейси в образе манерного грабителя, или режиссер Милош Форман. Кроме того, «Ревность» буквально дышит воздухом нью-йоркских 1980-х: шумные закусочные, разговоры о кино и еде, телепередачи с «желтыми новостями», — Майк Николс и Нора Эфрон каким-то чудом создали настоящий портрет среднего класса Америки той эпохи, страдающего не по своей воле, а в силу каких-то непонятных причин, придуманных как будто бы самой природой. (К.Г.) Оливер (Майкл Дуглас) и Барбара Роуз (Кэтлин Тернер) прожили вместе много лет — вырастили детей, построили роскошный дом и сколотили приличное состояние. Казалось бы, у них есть все шансы, как в сказке, и умереть в один день — так и происходит, вот только далеко не в финале долгой и счастливой жизни, а в результате непримиримой, жесточайшей войны, начавшейся, как водится, из-за придирок друг к другу по совершеннейшим пустякам. Развод — отличный материал для черной комедии, и Дэнни ДеВито, уже успевший к тому времени дебютировать картиной «Сбрось маму с поезда», воспользовался такой возможностью на все сто. Сняв в главных ролях одну из самых красивых экранных пар 80-х (и, по совместительству, своих старых друзей, с которыми играл в приключенческо-романтической дилогии «Роман с камнем»/«Жемчужина Нила«), ДеВито вынес неутешительный приговор не столько институту брака, сколько намерению оформить официальный разрыв супружеских уз: развод — путь к разрушению всего и вся. Консервативно, но таковы уж были рейгановские 80-е. (Д.М.) Бруклин, середина 1980-х. Некогда популярный писатель Бернард (Джефф Дэниелс) разводится с женой Джоан (Лора Линни), чья писательская карьера, напротив, как раз пошла на подъем. В гнетущей атмосфере расставания родителей (они уже разъехались и буднично делят имущество, детей и кота) решают свои проблемы их сыновья — старшеклассник Уолт (Джесси Айзенберг) и его младший брат Фрэнк (Оуэн Клайн). Уолт заводит неловкий роман с одноклассницей и готовится выступить на конкурсе талантов с песней Pink Floyd «Hey You», которую выдает за свою собственную. Фрэнк же, познав радости мастурбации, метит территорию, размазывая сперму в школе по самым неожиданным поверхностям — вроде корешков книг на полках библиотеки. Эту ленту можно рассматривать как репетицию «Брачной истории»: Ноа Баумбак снял ее по собственному автобиографическому сценарию. «Кальмар и кит» — история не столько о разводе, сколько о взрослении на его фоне (Уолт — alter ego режиссера и сценариста): смешная и грустная одновременно, она фактически становится ключом к фильмографии Баумбака, который сменил Вуди Аллена на посту главного хроникера нью-йоркской жизни после того, как «городской невротик» отправился в долгий творческий отпуск в Старый Свет. (Д.М.) После 14 лет брака Надер (Пейман Моади) и Симин (Лейла Хатами) решают развестись: она хочет уехать из Ирана, он отказывается — не может бросить отца (Али-Асгар Шахбази), страдающего болезнью Альцгеймера. Для начала Симин перебирается в дом к матери, оставив мужа с их 11-летней дочерью Терме (Сарина Фархади). После ухода жены Надеру, который работает в банке, приходится нанять сиделку (Сарэ Байат) для отца, и это решение повлечет за собой трагические и загадочные события. В начале 2010-х картина Асгара Фархади стала настоящей сенсацией, получив «Оскар», «Золотой глобус» и «Золотого медведя» Берлинале — фактически «Развод Надера и Симин» возродил интерес к иранскому кинематографу, который в 90-е и начале нулевых ассоциировался главным образом с именами Аббаса Киаростами и Мохсена Махмальбафа. Дело, однако, не в призах и регалиях, а в удивительном сочетании исполнительской простоты и многогранности картины: локальная история разлада в отдельно взятой семье становится триггером разрушительного процесса куда больших масштабов. Почти апокалиптическая интонация подкрепляется виртуозно нагнетаемым хичкоковским саспенсом, и эта причудливая стилизация усугубляется поразительным внешним сходством актрисы Лейлы Хатами с музой Хичкока Ингрид Бергман. (Д.М.)
12 ДЕКАБРЯ, 2019
Показать еще